Найти тему

Фильмы о женщине на папском престоле.

Когда я была ребенком, мне рассказали историю о женщине, в древности занимающей должность Папы Римского. Тогда, конечно, не поверила - знала, что такое служение - сугубо мужское. Думала, подшучивают над ребенком.

Но слухи об этом ходят уже давно, передаются из века в век. И не могли пройти мимо режиссеров, желающих снять что-то такое-этакое оригинальное.

В 2009 году вышел фильм "Иоанна - женщина на папском престоле". На английском, хотя снимал немецкий режиссер Зёнке Вортманн.

Интересная сюжетная линия, декорации, костюмы - забываешь о времени, когда смотришь кино. Актеры как будто не из нашего времени - а из тех, 890-ых годов.

Цветы для любимого, уходящего на войну (даже если он является чужим мужем) держит Йоханна Вокалек, сыгравшая роль  Иоанны.   Кадр из фильма.
Цветы для любимого, уходящего на войну (даже если он является чужим мужем) держит Йоханна Вокалек, сыгравшая роль Иоанны. Кадр из фильма.

Иоанна возжелала чужого мужа. А встретив его, свободного, не уехала с ним, а осталась.

Что можно вынести из этого фильма? Фанатичность - всегда плохо. Религиозным фанатиком был отец Иоанны. Жестоким фанатиком.

А сама Иоанна была фанатиком знаний. Да, она много училась. И желание не связывать жизнь с нелюбимым (а замуж в любом случае пришлось бы выходить) побудило ее переодеться мужчиной.

Женщина в должности Папы Римского...  Интересно, кто это придумал? Я считаю, что есть традиции, которые менять нельзя.
Женщина в должности Папы Римского... Интересно, кто это придумал? Я считаю, что есть традиции, которые менять нельзя.

Но задолго до описанного мной фильма в Великобритании в 1972 году вышла картина "Папесса Иоанна". Режиссер Майкл Андерсон.

Здесь отец главной героини, миссионер, любит свою дочь и гордится ею. Он показывает всем, какая она умная и грамотная.

Ну, а после смерти отца все пошло совсем не так. То ли соблазненная, то ли изнасилованная, познавшая плотские утехи, живущая в монастыре
Иоанна грезит о мужчине. Правда, влюбилась как-то быстро.

Жизнь берет свое...

Одного любит, с другим завела отношения.

Лив Ульман, норвежская актриса, в роли Иоанны. Кадр из фильма.
Лив Ульман, норвежская актриса, в роли Иоанны. Кадр из фильма.

Но вряд ли в монастырях были такие свободные нравы. А уж то, что в женский монастырь прислали монаха, вообще сказка. Даже если он художник. Хотя, кто его знает, как там было. В IX веке.

Иоанна здесь такая же фанатичка - жаждет знаний и молится. Она умная и обаятельная, обладает даром внушения.

А какой еще представлять женщину, скрывавшую свою природу?

Голос, слышимый Иоанной, утверждает в мыслях о своей значимости и особенности. А знающий о тайне монах упрекает в честолюбии.

Где разница между этими двумя понятиями?

Иоанно считает себя избранной Богом, поэтому скрывает свою женскую сущность.
Иоанно считает себя избранной Богом, поэтому скрывает свою женскую сущность.

Два фильма сняты по одной легенде. С разными сюжетами. Но много и общего. А самое главное - у Иоанны был выбор.

Она могла уехать.

Каждая из героинь. Одна встретила любимого (который позвал замуж), другую пригласил любящий мужчина.

Уехать, начать семейную жизнь.

Почему отказалась?

Стремление изменить мир? Но умная, рассудительная и знающая историю, Иоанна должна понимать, что человечество не меняется так быстро. Нужны годы.

В результате умерла в расцвете сил молодая женщина. А могла бы нарожать детишек, передать им свои знания. Те - своим. И жизнь вокруг потихоньку менялась бы.

Иоанна столько знала, столько умела!

Не жажда ли власти заставила женщину в мужской одежде надеть папскую корону?

Ведь, по сути, она грешна. Всю жизнь лгала, всем вокруг. Я уже не говорю о тайной беременности. И себя погубила, и ребенка.

Правда это или вымысел - пусть историки определяют. У меня нет ни доступа к архивам, ни определенных знаний.

Сюжет обоих фильмов - фантастический. Вряд ли женщина могла постоянно притворяться мужчиной. Даже не в смысле быта - мы же не знаем, как там было с мытьем - в 890-х годах от Рождества Христова.

Голос, конечно, могла сделать грубым искусственно. Женскую фигуру скрывать под широкой хламидой, слабость (ведь женские руки слабее мужских) - субтильным строением.

А вот бритье? Борода-то не растет... И если делать вид, что бреешься, то ведь все равно остаются следы - видно, где мужское выбритое лицо, а где женское, не знавшее бритвы.
Спасибо за компанию. Советую посмотреть оба фильма. А еще прочитать книгу Донны Вулфолк Кросс "Иоанна - женщина на папском престоле".

Подписывайтесь на мой канал.

P.S. А Вы верите в эту легенду? Фильмы понравились?

Если оценили мой труд, можете вручить гонорар.