Удивляюсь, почему наши кинематографисты при наличии всех условий не сняли еще сериал или художественные фильмы на фактах истории Шлиссельбургской крепости (Орешек). Декорации - вот! Причал, где может стоять судно-гостиница для группы есть. А уж история крепости - кладезь сюжетов! От славных страниц ратных подвигов русских и советских воинов, до мрачных веков существования тюрьмы и места исполнения казней. Когда идешь по земле крепости каждый шаг - годы событий. Слава и горе, подвиги и страдания, заслуженные и безвинные.
"Здесь содержались самые разные государственные преступники — неугодные члены царской семьи и просветители, опальные фавориты и декабристы, народовольцы и участники польского восстания. Среди известных заключенных Орешка – первая жена Петра I Евдокия Лопухина, его сестра Мария Алексеевна, Михаил Бакунин, Вильгельм Кюхельбекер, а также проведший в заключении всю свою жизнь император Иоанн VI. В конце XIX века в крепости был казнен брат Владимира Ленина Александр Ульянов". С официального сайта музея: https://petrokrepost.ru Там же есть вся информация о порядке посещения музея, заказа экскурсий, работы переправы на остров. https://vk.com/video-81419567_456239093
Кого не тронет тайна судьбы томившегося и убитого здесь Иоанна VI Антоновича, провозглашенного Императором России и свергнутого во младенчестве, всю свою жизнь, 22 года из 24 , проведшего в заточении и последние 16 лет в одиночной камере этой крепости.
Не даром его назвали "русской Железной Маской", ведь говорить с ним и даже видеть его, страже было категорически запрещено.
Читайте: «Мирович» - исторический роман, 1875.
Краткое содержание:
"Мирович Василий Яковлевич — главный герой, офицер, потомок малороссийских дворян, несправедливо лишенных своих земель.
По делам военной службы молодой Василий Яковлевич попадает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым. Тот и рассказывает юноше о царственном узнике Иоанне Антоновиче, заключенном в темнице при Елизавете Петровне и томящемся там вот уже 20 лет. В поисках своей возлюбленной Поликсены Пчелкиной Мирович случайно попадает в Шлиссельбургскую крепость и там встречается с Иоанном. Честолюбивая Поликсена ставит условием брака освобождение царственного узника.
Надежды Мировича рушатся после дворцового переворота. Случайно оказавшись в решающую минуту на пути мчащейся во весь опор коляски с будущей императрицей Екатериной и ее сторонниками, главный герой предупреждает несчастье, указав седокам на испорченное колесо, и тем самым невольно помогает воцарению Екатерины. Оставшись ни с чем и видя, как щедро награждает царица своих сподвижников, он пытается пробиться в их число, напомнив о роковом случае на дороге, и вернуть земли, отобранные у его предков. Во всем получив отказ, осмеянный и униженный невестой, озлобленный и отчаявшийся, Мирович решается в одиночку освободить Иоанна из заточения. Попытка не удается, и героя казнят.
На допросе судебной комиссии Мирович сравнивает свой поступок с переворотом в пользу Екатерины, с «орловским предприятием»: «Я предпринял лишь то, что удалось вам самим... Я шел по вашим стопам». Это дало повод обвинить автора в «негативном изображении эпохи и ее официально почитаемых событий» (В. Г. Авсеенко). П. П. Сокальский, напротив, считал, что главный интерес романа заключается не столько в остроте сюжета, сколько в точном изображении эпохи, «составляющей истинного ее героя». Тем не менее не только эпоха, но и сам Мирович показан фигурой неоднозначной: честным и преданным, завистливым и мстительным, подчас безвольным и полусумасшедшим. Прадед Данилевского был земляком и товарищем по воспитанию исторического Мировича (Мировача), и в семье писателя сохранились многочисленные воспоминания о нем и его времени".
Источник краткого содержания: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997.
Еще одна интересная книга:
Анисимов Е.В. "Иван VI Антонович".
Несчастнейшей из человеческих жизней может быть названа жизнь героя этой книги, императора-младенца Ивана VI Антоновича (годы царствования 1740-1741). Виновный лишь в том, что появился на свет наследником российского престола, ставший в двухмесячном возрасте царем, он процарствовал чуть более года. Был свергнут и вместе с семьей посажен под стражу. Весь остаток своей жизни - а прожил он неполных двадцать четыре года - несчастный провел в заточении. Причем последние восемь лет - в одиночной камере Шлиссельбургской крепости. О трагической судье "третьего императора" и о России его времени рассказывает в своей книге известный петербургский историк Евгений Викторович Анисимов.
Год: 2008
Страниц: 350
Издательство: Молодая гвардия
ISBN 978-5-235-03026-8
Всегда думал. Какие были времена! Как можно было спокойно жить во дворце, зная, что ребенок подросток, молодой человек безвинно, волею судьбы, которую ты можешь изменить, томиться в тюрьме. Даже приказ на его убийство, по-моему, было бы милостью.
Однако крепость имеет и другие тайны. Удивительные примеры духа и воли проявляли узники, странно и то, что смертность в казалось бы ужасных условиях была низкой.
Долгожители одиночек Только много позднее историки обратили внимание на одну странную закономерность: многие узники Шлиссельбургской крепости прожили необыкновенно долго. Это было непонятно, поскольку сидели они в одиночных тесных и холодных камерах, питание было крайне скудным, а климат этого района – сырым и нездоровым.
В советские времена царское правительство всячески клеймили за то, что оно будто бы содержало узников в «чудовищных условиях», морило их голодом, обрекая на неминуемую и скорую гибель. Но на самом деле во многих случаях все было наоборот! Как отметил в своей книге «Тайны петербургских крепостей.
Андрей Синельников, народоволец Михаил Флоренко был брошен в каземат в 1884 году с последней стадией чахотки, но благополучно просидел в крепости до 1905 года, когда был освобожден, и прожил затем в полном здравии аж до 1947 года. Умер он в Геленджике в возрасте 90 лет.
Знаменитую Веру Фигнер доставили в Шлиссельбург на носилках, все говорили, что несчастная не проживет и года. Однако она дожила до 90 лет и умерла только в 1942 году в Москве. Могла бы, наверное, протянуть и дольше, если бы не голод и холод военного времени.
Когда в крепость привезли революционера Николая Морозова, он харкал кровью, его тащили на руках, но он прожил потом до 92 лет.
Кстати, судьба забытого ныне Морозова вообще оказалась необыкновенной. Он был основателем «Народной воли», принимал участие в покушении на царя, самолично изготавливал бомбы, но в то же самое время был выдающимся ученым.
Сидя в крепости, Морозов написал множество научных трудов по астрономии, геологии, биологии, математике, химии, философии и т. д.
Задолго до других ученых он теоретически предсказал сложность строения атома и возможность использования внутриатомной энергии, мечтал о полетах в космос и сам потом летал на воздушных шарах и первых самолетах.
Когда в 1905 году, просидев в общей сложности 29 лет, Морозов был освобожден, то по представлению Менделеева ему без защиты была присвоена ученая степень доктора химии. Он много и плодотворно трудился потом на научной ниве, а увлекшись полетами, написал первую в мире песню летчиков:
"Вперед на крыльях белой птицы! Легко нам в вольной высоте! Там белых тучек вереницы
Нас встретят в дивной красоте".
Бывший узник Шлиссельбурга стал председателем Русского астрономического общества, в советские времена его назначили директором Петроградского института им. Лесгафта, а потом он стал почетным членом Академии наук СССР.
В годы блокады, когда Морозову было уже 88 лет, он выезжал на Волховский фронт, где с дальнобойной винтовкой с телескопическим прицелом собственного изготовления охотился за гитлеровцами. Стрелком Николай Александрович был отменным, так как еще до войны закончил курсы снайперов Осоавиахима (как видно, долгие годы заточения и мрачной одиночки никак не повлияли на его зрение!).
Однако рекорд отсидки в Шлиссельбургской крепости поставил поляк Валериан Лукасинский, основатель польского масонства. Посаженный в каземат за участие в польском восстании, он в 1824 году предпринял попытку захватить крепость и бежать, но был схвачен. В наказание срок ему удвоили, и просидел он в каземате 38 лет.
Посаженный еще при Николае I, сидел поляк так долго, что потом даже тюремщики забыли, за что сидит этот «секретный узник», имени которого никто не знал. Отправили запрос в Петербург, но и там затруднились ответить, сказав только, что посажен он по повелению самого государя императора. Однако и этот узник, содержавшийся в самых строгих условиях в одиночке, прожил без малого 82 года. (https://eparhia-birsk.ru/prochee/shlisselburgskie-dolgozhiteli-kto-vyhodil-pomolodevshim-iz-samoj-strashnoj-tyurmy.html
Так может, вместо мыльных опер, бесконечных сиквелов и ремейков вдохновиться сюжетами богатой на события и личности истории Отечества? Совместить приятное, доходное, интересное и полезное. Творческих успехов вам, господа!