Найти тему
Danil Ermakov

Саморазвитие-получение новых знаний и нового опыта

Оглавление

Получение новых знаний и нового опыта, развитие в себе новых качеств и компетенций – все это прививают нам с детства родители, воспитатели и учителя. Но всю жизнь нести за нас ответственность, конечно же, никто не будет, и в один прекрасный день наступает момент, когда отвечать за себя, свое развитие и успехи начинаем мы сами.

Позади детский сад, школа, университет – места, где мы получили базовые навыки и знания. Именно отсюда начинается путь в новую жизнь. Кто-то продолжает учебу, кто-то устраивается на работу или открывает свой бизнес, Но, так или иначе, люди испытывают потребность в дальнейшем развитии. Но вот в каком именно направлении развиваться и с чего начинать – вопросы, волнующие многих.

Поэтому, собственно, мы и решили сделать материал конкретно на тему саморазвития. Он создан в помощь тем, кто не знает, куда двигаться, и будет полезен как для начинающих, так и для тех, кто уже знаком с самосовершенствованием, но по какой-то причине впал в ступор.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Психология саморазвития и самосовершенствования (какие потребности лежат в их основе, почему они важны, какие ставить перед собой задачи)
  • Из чего состоит саморазвитие (каким оно бывает, какие существуют методы и направления)
  • Этапы саморазвития (с чего начать саморазвитие, 5 шагов к саморазвитию)
  • Что мешает саморазвитию

И логичнее всего будет начать с того, почему вообще у человека возникает потребность в саморазвитии, и в чем состоят психологическое особенности этого процесса.

Психология саморазвития и самосовершенствования

Потребности – это наиболее значимые факторы для саморазвития. Вместе с мотивами они составляют основу целенаправленной активности человека, его деятельности и поведения, вне зависимости от того, на достижение какого результата направлены.

Одна из самых популярных и распространенных сегодня концепций, объясняющих необходимость и мотивацию к саморазвитию, является концепция самоактуализации. Под самоактуализацией следует понимать постоянную реализацию человеком своего потенциала как осуществление призвания, максимально полное познание и принятие собственной природы, как неустанное стремление к единству своей личности.

Автор этой концепции – Абрахам Маслоу. Он исследовал феномен самоактуализации, подробно изучая жизнь, ценности и особенности выдающихся и творческих людей, достигших эффективного и оптимального уровня функционирования по сравнению с остальными.

В итоге ученый сделал вывод, что у человека есть потребность в самоактуализации. Правда проявляется она только тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня (обязательно познакомьтесь с пирамидой потребностей Маслоу) – физиологические потребности, потребность в безопасности, уважении и некоторые другие. Тогда-то человек и начинает чувствовать неудовлетворенность и желание быть тем, кем он хочет и может (должен) быть. Самоактуализация – это проявление желания человека жить в гармонии с самим собой, реализовывать свой потенциал.

Отметим также, что, согласно Маслоу, потребность в самоактуализации свойственна всем людям. А в том, что она служит источником саморазвития, сходятся сегодня большинство специалистов. Хотя есть ученые, которые указывают и на другие потребности, на которых базируется саморазвитие и самосовершенствование.

Например, доктор психологических наук Владимир Георгиевич Маралов считает, что, во-первых, саморазвитие может иметь разные формы (самоактуализация, самосовершенствование, самоутверждение), а во-вторых, каждая из них основана на своих потребностях. А кандидат социологических наук Юлия Викторовна Макерова говорит, что потребность в саморазвитии выражается в готовности человека преобразовывать свою жизнедеятельность через поиск (и в поиске) максимально возможного будущего состояния. Возникает же она тогда, когда он осознает свое текущее состояние развития и устанавливает зону возможного расширения своего потенциала, потребностей и благ.

Но давайте не будем углубляться в дебри исследований, а попытаемся обобщить. Рассуждая с рассмотренных позиций, основу саморазвития составляют разные потребности:

  • Потребность в самоактуализации и самореализации
  • Потребность в общественном признании
  • Потребность в самоорганизации и организации своего жизненного пути

Если же обратиться к идеям кандидата педагогических наук Германа Константиновича Селевко, это список можно дополнить:

  • Потребность в самоопределении
  • Потребность в самоутверждении
  • Познавательная потребность
  • Потребность в общении и принадлежности к группе
  • Потребность в безопасности
  • Эстетические потребности
  • Потребность в самовыражении

Несмотря на такое многообразие потребностей, лежащих в основе саморазвития, человек желает им заниматься, чтобы улучшить самого себя, продолжать эволюционировать и созидать. Отсюда можно сделать вывод и о задачах, которые решает саморазвитие:

  • Поддержание постоянного эволюционного роста человека на протяжении его жизненного пути
  • Обеспечение конкурентоспособности в обществе
  • Поддержание на достаточном уровне самооценки
  • Поддержание уровня собственной значимости
  • Обеспечение человека необходимыми инструментами для самоактуализации

Потребности высших уровней (по пирамиде Маслоу) – это и есть то, что отличает человека от остальных живых существ. И потребность в саморазвитии вместе с эстетическими, культурными и духовными потребностями составляет неотъемлемую часть жизни каждого из нас. И если этих потребностей у человека нет, значит, это либо не человек, либо у него серьезные проблемы с развитием вообще.

Что же касается конкретно саморазвития, то в нем заключается разница между человеком, идущим по пути прогресса, и тем, кто плывет по течению. Занимаясь им, мы выполняем миссию своей жизни – эволюционируем, еще раз доказываем самим себе, что мы не просто биомасса, а люди. Оно позволяет нам идти вместе со временем, быть готовым к инновациям и изменениям в окружающем мире.

А безразличие к своему развитию, стояние на месте, прекращение попыток стать лучше, чем ты был, ставит человека в очень незавидное положение. «Движение – жизнь» – это высказывание знакомо всем нам. Так вот развитие – это и есть движение, и если мы не будем развиваться, мы просто прекратим жить. Нет, мы останемся, но будем просто существовать, а разве в этом есть смысл?

-2

Из чего состоит саморазвитие

Как мы выяснили, саморазвитие – это деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей человека. Но чтобы лучше разобраться в том, что же это такое, нужно понять, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования. Разделить его можно на несколько направлений:

  • Физическое развитие – развитие тела, силы, мускулатуры, выносливости
  • Физиологическое развитие – улучшение здоровья, выражающееся в благотворном воздействии на разные системы организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную, репродуктивную и т.д.)
  • Психическое развитие – развитие способностей, компетенций, навыков, умений посредством получения нового опыта и ощущений, работы с восприятием, мышлением, памятью, чувствами и воображением
  • Социальное развитие – развитие способностей и умений, навыков и качеств, позволяющих подниматься по карьерной лестнице, осуществлять переход между социальными слоями, улучшать межличностные взаимоотношения, повышать социальный статус, авторитет
  • Духовное развитие – познание и осознание себя, поиск смысла жизни и своего предназначения, принятие ответственности за все, что происходит, перед самим собой и другими людьми, попытки понять природу мироздания и раскрыть свой скрытый потенциал, постоянное стремление к нравственному и моральному самосовершенствованию
  • Интеллектуальное развитие – развитие мышления через получение новой информации, развитие новых навыков и качеств, повышение грамотности, изучение новых направлений и областей знания
  • Профессиональное развитие – повышение и развитие профессиональных навыков, качеств и умений, изучение новых технологий и направлений работы, получение дополнительного образования

Потребность в саморазвитии можно отнести к области духовного (или идеального), однако проявляться она может абсолютно на любых уровнях. Зависит же это от выбранного человеком направления. Не менее интересно и то, что в известной степени саморазвитием занимается каждый из нас, причем часто даже не задумываясь об этом и не вдаваясь в подробности того, что именно он делает.

-3

На подсознательном уровне человек выбирает то направление, которые вызывает отклик в его внутреннем мире. А в некоторых случаях направление диктует необходимость в приобретении каких-либо навыков, позволяющих удовлетворить те или иные потребности. Но наиболее эффективным (а также трудоемким) является именно сознательный выбор пути. И движение по нему всегда будет (если вы, конечно, не хотите действовать хаотично и абы как) происходить по определенным этапам и подчиняться плану действий.

Этапы саморазвития: 5 шагов к саморазвитию

Вообще, универсальных этапов саморазвития в силу индивидуальных особенностей каждого отдельного человека и его жизни не существует. В каждом случае и сам путь, и его отрезки, по которым движется человек, будут различаться и иметь массу вариантов. Но есть все-таки несколько шагов, которые можно привести в качестве общих рекомендаций. Всего этих шагов пять:

  • Осознать необходимость в изменениях
  • Найти свои недостатки/определить направление для развития
  • Сформировать образ желаемого будущего и поставить цель
  • Найти и выбрать подходящие способы достижения желаемого результата
  • Начать действовать, исходя из поставленных целей и выбранных способов