Обычно путешественники выбирают красивые, спокойные, а местами шумные и полные развлечений места отдыха. Красивые пляжи и теплое море; ласковое солнце или снежные горы; достопримечательности и артефакты – все это пронизывает туристический отдых. А вот готовы ли вы встретиться со смертью в реальном ее обличие. Готовы? Тогда вперед.
Место, где живые встречаются с мертвыми
Одно из впечатляющих мест нашего великолепного мира находится в городе Палермо. Это кладбище Монастыря братьев-капуцинов, известное как Катакомбы капуцинов Палермо. Оно примечательно тем, что именно там живые встречаются с большим количеством мертвецов. Тела умерших в разное время выставлены в коридорах под прекрасными сводами монастыря.
Одновременно чарующее и жуткое зрелище, демонстрирующее обычаи и традиции жителей Палермо с 17 по 19 века.
Это исключительное культурное наследие в своем роде. Оно манило и привлекало к себе бесчисленное количество путешественников на протяжении многих веков. За историю катакомб в их коридоры спускались разные интеллектуалы, поэты и писатели. Из их числа упомянем Александра Дюма, Марио Праза, Ги де Мопассана, Фанни Левальд и Карло Леви.
Место настолько впечатляющее, что даже итальянский поэт Ипполито Пиндемонте не остался равнодушным. Его посещение датируется 2 ноябрем 1777 года, после которого он воспел увиденное в собственных творениях «Сеполкрита»:
Об этих катакомбах писал Ги де Мопассан в Бродячей жизни ещё в 18 веке!
«Смерть смотрит на них и кажется, что у нее не получилось выстрелить».
Он был рожден из небытия…
История возникновения также необычна, как и проста. Катакомбы капуцинов Палермо были возведены как место погребения монахов монастыря. Их современное развитие в некотором роде является делом случая.
Братья капуцины поселились в Палермо, в церкви Санта-Мария-делла-Паче, в 1534 году. Они устроили кладбище, где хоронили собственных братьев. Погребение проходило в выкопанной общей могиле, которая находилась под алтарем Святой Анны.
В эту яму/цистерну мертвые помещались завернутыми в простыню. Однако, в 1597 году места для погребения стало недостаточно. Было принято решение начать раскопки катакомб за главным алтарем. Считается, что труд был облегчен существующими древними пещерами. Всего на обустройства кладбища ушло два года.
Когда монахи стали перемещать в новое место мощи своих усопших братьев, захороненных еще в первой яме, было выявлено, что все 45 тел остались практически целыми. Тела прошли естественную мумификацию.
Этот факт был истолкован как знак божественного проведения. И монахи решили больше не хоронить эти тела, а упокоить их в нишах, расположенных по периметру стен первого коридора Катакомб.
Тело, которое впервые было помещено на новое подземное кладбище, было телом фра Сильвестро да Губбио, которое до сих пор висит на табличке в память об этом событии, датированном 16 октябрем 1599 года.
История необычного…
Невероятное открытие мумифицированных тел принесло известность монастырю, а местные братья стали постепенно увеличивать количество «обитателей» кладбища, пока в 1783 году ими не было принято решение о возможности захоронения тех, кто мог позволить себе бальзамирование.
Таким образом, катакомбы капуцинов Палермо получили дальнейшее расширение, появились новые ответвления коридоров. И то, что должно было стать «частным» кладбищем монахов, превратилось в своего рода музей смерти.
В период с 17 по 19 века тысячи людей, особенно сицилийские знатные и выдающиеся личности, решали вверять тела своих мертвых близких этим катакомбам. В обмен на внушительные пожертвования они и их родственники могли позволить себе эффективный процесс естественной мумификации, в котором Монахи-капуцины со временем усовершенствовались. Все их останки были выставлены на этом кладбище.
Так откуда пошла возможность лицезреть это столь необычное захоронение, спросите вы? Желание любой ценой сохранить тело умершего пополнилось еще одной потребностью. Стало возможным членам семьи усопшего не только оплакивать могилу своего столь дорогого сердцу человека, но и видеть его, разговаривать с ним, навещать его, как если бы он все еще был частью мира живых.
Кладбище было закрыто в 1880 году. Исключением стало несколько тел. Одно из них принадлежало Джованни Патернити, вице-консулу Соединенных Штатов. Его тело поместили в катакомбы в 1911 году. Второе тело принадлежит маленькой Розалии Ломбардо, умершей в двухлетнем возрасте, которая заняло свое место в отдельном от всех коридоре с двумя другими телами в 1920 году. Умершее дитя является «самой красивой мумией в мире».
И жизнь вдохну я в тело мертвецу…
Мумия — это мертвое тело, которое было сохранено после смерти, чтобы оно не разлагалось. Тело частично или практически полностью сохранившее некоторые мягкие ткани, такие как кожные покровы, волосы, мышечные ткани, считается мумией, а не скелетом. Этому может способствовать как естественный процесс, называемый естественной мумификацией, и как преднамеренный процесс, именуемый соответственно искусственной.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МУМИФИКАЦИЯ
Большинство тел, находящихся в коридорах палермских катакомб, подверглись процессу естественной мумификации.
Естественная мумификация — это процесс преобразования тела, основанный на обезвоживании: устранение жидкостей, присутствующих в тканях, блокирующем рост бактерий и, следовательно, также процесса разложения.
И этот процесс усовершенствовали братья-монахи после потрясающего открытия сохранения первых трупов, практически неповрежденных. Монахи относили тела умерших в «дуршлаг», где извлеченные внутренние органы скончавшихся заменяли на солому или лавровый лист. Целью этих манипуляции было ускорение процесса обезвоживания.
Около года тела оставались закрытыми в этих подземных средах, характеризующихся низкой влажностью. Мертвых помещали горизонтально на определенные дренажные сооружения, шел процесс медленной потери влаги из тканей, постепенно тела высыхали. Затем тела перемещали на открытый воздух и промывали небольшим количеством уксуса. По завершению процедур их одевали в лучшие одежды и помещались в персонально отведенную для них нишу.
В итоге кожа приобрела коричневый цвет, а тело уменьшалось в весе и становилось жестким.
ВАННЫЕ КОМНАТЫ В ARSENICO
Чтобы справиться с эпидемиями, в некоторые периоды в ванные для тел добавляли мышьяк либо известковое «молоко». В результате даже на сегодняшний день можно увидеть поразительно неповрежденные мумии.
Это метод, использовался для мумификации тела Антонио Престижакомо, итальянского композитора эпохи барокко. Прожив 94 года среди живых, он и по сей день живет среди мертвых. Его труп покоится в нише, отличаясь от большинства красноватым оттенком кожи лица.
ИСКУССТВЕННАЯ МУММИФИКАЦИЯ
Искусственная мумификация или бальзамирование достигается посредством введения химических растворов.
В катакомбах Палермо этот процесс консервации тел использовался довольно редко. Самый известный, пожалуй, случай с двухлетней девочкой Розалии Ломбардо, умершей в 1920 году. Ее бальзамированием занимался сицилийский химик Альфредо Салафия. Результаты такой работы видны до сих пор: безмятежное по-детски лицо; золотые локоны, падающие на ее лоб; мягкая и расслабленная кожа. Все это дает невероятное ощущение жизни, по праву неся звание «самой красивой мумией в мире».
От легенд к реалиям
Катакомбы капуцинов представляют собой длинные сообщающиеся галереи, вырытых в туфе, площадью около 300 кв.м. В царстве мертвых насчитывают около 2000 представителей того света, что делает эту коллекцию, если можно так сказать, самой грандиозной и необычной коллекцией мумий в мире.
Пройдясь по коридорам галереи смерти вы будите видеть разнообразное множество тел окутанных смертельным сном, водруженных в белые ниши или в ложе/гробы (иногда даже друг на друга), одетых в одежды, необычайно сохраненных в течении прошедших веков. У каждого есть указатели с именем, фамилией и датой смерти.
Есть и не менее интересное и занимательное придание.
Легенда гласит, что среди этих тел есть и тело графа Калиостро, которого Наполеон безуспешно разыскивал во время посещения монастыря.
Коридоры смерти
Мумии помещены в отдельные коридоры в зависимости от профессии, пола, социального статуса. Самое древнее захоронение представлено коридором братьев-капуцинов, мумифицированных в типичной одежде данного ордера.
Чуть дальше располагается коридор, посвященный прелатам, которые одеты в богатую одежду священнослужителей. Удивителен и по-своему прекрасен коридор женщин, одетых в вышитые платья и головных уборах.
В часовне, известной как «Распятие», находятся тела девушек, не успевших познать оковы любви. Фигуры зарождающейся палермской буржуазии отдыхают в коридоре мужчин. Посередине коридора вы можете увидеть последний еще видимый дуршлаг.
Здесь есть детская часовня и семейный коридор (объединяющий мумии одной семьи). В коридоре профессионалов хранятся мумии врачей, юристов, художников, офицеров и солдат, в том числе художника Веласкеса, скульпторов Филиппо Пеннино и Лоренцо Марабитти и хирурга Сальваторе Манцеллы.
И будет она живее всех на свете или Спящая красавица
В конце первого коридора Катакомб капуцинов Палермо, в часовне Святой Розалии, между двумя гробами с трупами девочек, находится коридор маленькой Розалии Ломбардо, двухлетней девочки, которая умерла в 1920 году, невероятно сохранившейся и с трогательной невинностью внешности маленького ребенка, которая кажется, нет не мертвой, а именно тихо спящей.
Розалия Ломбардо настоящая «спящая красавица Палермо», была одной из последних, кому разрешили быть похороненной на кладбище братьев-капуцинов.
Дочь из богатой семьи, она была забальзамирована известным палермским бальзамировщиком того времени, доктором, о котором мы уже упоминали, Альфредо Салафией. Это произошло по просьбе ее убитого горем отца, который не мог отпустить свое любимое дитя и решил доверить ее «вечной жизни».
Результаты бальзамирования, который остался тайной, мы до сих пор видим в длинных ресницах Розалии; подчеркивающие ее закрытые в вечном сне глаза; пухлое лицо со следами красок жизни, окруженное золотыми прядями, и желтый бант, удерживающий ее волосы, делают маленькую Розалию самой красивой и самой живой мумией во всем мире.
Теперь мумия хранится в насыщенном азотом высокотехнологичном футляре, чтобы предотвратить любые намеки на разложение.
Мастер вечного сна
Мумия Розалии Ломбардо- самый невероятный пример работы Альфредо Салафии, известного бальзамировщика из Палермо, который посвятил свою жизнь исследованию и изучению того, как бороться со смертью, не давая времени ухудшить форму и внешний вид умершего.
Салафия разработал метод консервации органики, основанный на введении химических веществ. В результате появились мумии, внешний вид которых удивительно хорошо сохранился даже сегодня.
Секретная формула, основанная на химических соединениях, которая, как теперь полагают, была утеряна со смертью Салафии через несколько лет после приготовления тела маленькой Розалии Ломбардо.
Только недавно изучение нескольких листов рукописей, хранящихся у наследников, молодым сицилийским антропологом Дарио Пьомбино-Маскали, позволило выявить чудесную формулу, которая сотворила чудо бальзамирования знаменитых трупов.
Однократная внутрисосудистая инъекция формалина, глицерина, солей цинка, спирта и салициловой кислоты, к которой Салафия часто добавлял парафин, растворенный в эфире, для поддержания живого и округлого вида лица.
Этот метод настолько эффективен, что тело маленькой Розалии Ломбардо, недавно проанализированное с помощью очень сложного рентгеновского аппарата, все еще обнаруживает наличие всех внутренних органов, в частности мозга, печени и легких.
За свою жизнь Салафия забальзамировал более ста тел, в том числе таких выдающихся личностей, как государственный деятель Франческо Криспи, кардинал Микеланджело Селезия, сенатор Джакомо Армо, этнограф Джузеппе Питре и граф Франкавилла.
И среди тех, что еще сохранились в склепе капуцинов, помимо маленькой Розалии, ее брат Эрнесто Салафии и вице-консул Джованни Патернити.
Информационная составляющая путешествия
Итак, прочитав все вышеперечисленное вы наверняка захотите побывать в этом уникальном месте. А значит не сможете обойтись без дальнейшей информации.
Купить недорогую экскурсию можно тут.
Катакомбы капуцинов открыты ежедневно, вне зависимости от праздников, исключением являются новая данность, связанная с коронавирусом. На данный момент это период с конца октября по конец марта.
Время посещения делится на первую половину дня с 9 до 13 и вторую с 15 до 18. Билет обошелся нам в 3,00 € (менее 300 рублей).
Правила посещения
В целях сохранения целостности мумий и соблюдения биоэтических предписаний посетителям следует придерживаться строгим правилам:
- запрещается фотографировать,
- снимать на видео,
- трогать тела и все, что связанно сними.
Мумифицированное биоантропологическое наследие имеет религиозный контекст, подобный церквям и склепам. Поэтому рекомендуют соблюдать элементарные правила поведения. Не следует: пользоваться мобильными телефонами; употреблять еду и напитки; не повышать голос; не сорить.
Мы доедем, мы домчимся
В любом случае к вашим услугам будет такси. А вот с применением общественного транспорта нужно будет знать примерную схему маршрута.
Если взять за точку отправления Центральный вокзал, то воспользовавшись автобусами с номерами 109 и 318 вы доберетесь до площади Piazza Indipendenza. Далее следует пересесть на автобус 327, либо воспользовавшись красотами города прогуляться в течение 15 минут через Cappuccini. На первом же перекрестке следует свернуть направо на улицу Via Pindemonte, а там немного и пред вами предстанет площадь Пьяцца Капучини. Вот именно на этой площади возвышается церковь Санта-Мария-делла-Паче и катакомбы.
Другой вариант передвижения — это метро. От Центрального вокзала на метро нужно выйти на остановке Palazzo Reale-Orleans. Далее пройтись в направлении Palazzo dei Normanni (или Palazzo Reale) и пересечь площадь Piazza Indipendenza. Наконец, свернуть на Via Cappuccini и повернуть направо на первом повороте Corso Calatafimi. Следует дойти до площади Пьяцца Капучини, где и будет ваша цель маршурута.
Для тех, кто проживает за пределами Палермо можно воспользоваться арендой автотранспорта. По схеме маршрута следует свернуть с шоссе на Corso Catalafimi. По дороге двигайтесь до первого светофора, затем сверните налево на Via Pindemonte. Ну а дальше вам нужно будет добраться до нужной вам площади Капуччини. На площади можно припарковать свой транспорт на автостоянке.
Надеемся, мы смогли завладеть вашим вниманием и максимально описать это природное и рукотворное чудо так, чтобы любой читатель смог представить себя в этом удивительном месте как наяву.