Дети часто не могут разобраться с такими сложными терминами, как ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Сегодня предлагаю рассмотреть одно из доступных объяснений для детей.
Последовательность – это действия, которые следуют одно за другим в строгом порядке.
Самое простой показательный пример - это физические упражнения. Предложите ребенку выполнить ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО (одно за другим) несколько упражнений, например: бег на месте, приседания, прыжки. Во второй раз ему нужно повторить упражнения в таком же порядке. Это и есть последовательность. Скучные, повторяющиеся действия.
Можете объяснить смысл слова так. Кто-то шел по снегу и оставил свои следы (следы идут друг за другом). Вы увидели следы и пошли той же дорогой, наступая в эти же следы, след в след. Пошли по следу. ПО-СЛЕДО-вательно. Сделали то же самое еще раз (можно изобразить рисунком).
Предложите составить свою последовательность из предметов. Например, из посуды (игрушек, цветных палочек и т.д.)
Теперь выложите точно такую же рядом – ложка, вилка, нож, кружка.
А теперь соедините их вместе. К исходной придвиньте копию.
Таким образом, мы получили… Правильно, закономерность!
Закономерность – это то, что повторяется, подчиняясь какому-то правилу или закону.
Самый доступный пример закономерности – это смена времен года. За весной последует лето, зима следует за осенью. И никак иначе! Таков природный закон.
Покажите ребенку, из каких частей состоит это сложное слово – ЗАКОН и МЕРЯТЬ (ИЗМЕРЯТЬ). То есть, чтобы найти закономерность, нужно увидеть, найти, вычислить, измерить по какому закону или правилу составлена последовательность.
Если ребенок не может запомнить эти сложные слова – последовательность и закономерность – ничего страшного! Главное, проверить понимание на практике.
Если ребенок понимает, какой предмет в последовательности должен быть дальше и ставит или рисует его, то этого уже достаточно. Потренируйтесь составлять свои последовательности и выявлять закономерность (проще – правило), по которой они составлены. Пробуйте менять цвет, размер или форму.
Числовые последовательности.
Это такие последовательности, которые состоят не из фигур или предметов, а из чисел.
Например, 1, 2, 3, 4, 5 … - это тоже последовательность. Правило – числа стоят по порядку, как при устном счете. От меньшего к большему (какое число больше, 1 или 2 ? ) – значит, последовательность возрастающая («растет»).
10, 9, 8, 7….- это убывающая последовательность (числа становятся все меньше и меньше) , числа в ней расположены от большего к меньшему (естественно последовательности составляются слева направо!)
Обратите внимание! Детям сейчас не обязательно запоминать сложные названия. Главное, проверить понимание на практике!
Рассмотрим примеры (Объясняем детям на карточках с числами или на бумаге)
Что мы видим? (числа, числовую последовательность)
Числа стоят по порядку, как при счете? (нет)
Тогда нам нужно отыскать правило. Стоит число 2, а затем 4.
4 больше чем 2 ? (да) На сколько 4 больше? Или сколько тогда нужно прибавить к 2,чтобы получить 4 ?Или 4 – это 2 и … еще сколько? (вспоминаем состав числа)
Тогда мы видим следующее. Повторяющееся правило – к числу прибавляем 2. К следующему тоже. И так далее. Мы нашли закономерность. И добавляем недостающее число.
Проведите то же объяснение с рядами чисел:
3, 5, 8, …
14 10, 8, 6, …
2, 4, 8, …
Конечно, пока ребенок считает в уме плохо, это будет даваться непросто. Главное – это понимание сути! А это уже не счет, а логическое мышление.
Если статья была вам полезна, оставляйте свою благодарность!
Пишите в комментариях, какие тонкости обучения детей вам еще интересны, делитесь опытом. Увидимся в следующей статье!