Гиперреализм (англ. Hyperrealism – сверхреализм; остальные наименования – суперреализм, фотореализм, прохладный реализм, конкретный реализм) - художественная направленность в живописи и архитектуре, образовавшееся в USA в 1960-х гг, и широко распространился в 1970-х гг. в Европе.
Представляя форму фигурального художества, гиперреализм базируется на подробной точности и детальности воссоздания реальности, изображающей специфику фото. Творения гиперреалистов предполагают собой подробно копированные фото, повышенные по объемам огромного полотна.
Некие живописцы, работавшие в данной направленности, на самом деле, употребляли фото и цветные слайды как базу для собственных дел. При данном сохранялись все индивидуальности фотоизображения, живописцами применялось механические приемы копирования: диапроекция, лессировка, аэрограф был вместо кисти, эмульсионное покрытие и т.д. Использование таковых технологий не было нечаянным: оно подчеркивало механистичность, избавляло из процесса сотворения человечное пребывание, как бы пытаясь никак не предположить личное, собственное видение решетки живописцем. Может быть, потому, мир гиперреализма видится безжизненной, прохладной, отстраненной от созерцателя сверхреальностью.
Мишень гиперреализма – изображение ежедневных реалий, а основные темы – обезличенная механизированная жизнь передового городка, обезличенная живая система в твердом и огрубелом мире. Его сюжеты подчеркнуто пошлы, а образы – демонстративно «беспристрастны». Авто, жилые здания, рестораны, бензоколонки, телефонные будки, маркетинговые щиты и изредка живые люди – «персонажи с улицы», изображения каких, имеют иронический оттенок либо полны безысходности. На картинах растёт образ действительности, однако никак не истинной, а отраженной собственной множественностью в стеклянных витринах торговых центров, в полированных кузовах машин, отшлифованных до состояния сияния гранита. Буквально, воспроизведенная живописцем забава данных отблесков, творит воспоминания взаимопроникновения пространственных зон, запутанной пропорции намерений, дезориентируя созерцателя, порождая эмоция ирреальности.
Мастера гиперреализма: Дон Эдди, Ричард Эстес, Чак Клоуз, Ральф Гоингс и др.