Найти в Дзене
Найди свой Дзен

Сверхпопулярный тренд в Китае: блогеры показывают свою жизнь онлайн на камеру. Зачем они это делают?

Оглавление

Вы знаете, что такое стриминг? Это когда человек транслирует что-то на видео в режиме онлайн, например как он проходит компьютерную игру. А у зрителей создается ощущение, что они сидят рядом со стримером и играют вместе с ним.

Но в этом году в Китае стал особенно популярен довольно странный вид стриминга. Китайские блогеры просто показывают в стримах свою реальную жизнь: дурачатся, танцуют, общаются со зрителями, и все это в прямом эфире. Почему людям нравится наблюдать за жизнью других людей и как стримеры зарабатывают на этом тысячи долларов, рассказывает Макс — автор канала «Записки Макса из Китая».

Праздник импровизации: что блогеры показывают на стримах и зачем это им

Я переехал в Поднебесную три года назад, а год назад завел блог в Яндекс.Дзене и стал писать о жизни в Китае. Примерно в то же время я вступил в блогерский клуб в Шанхае и начал узнавать о принципах работы китайских социальных сетей, интересах аудитории, трендах. Поэтому я могу сказать точно, что за последний год произошел бум на прямые эфиры.

Обычно на таких стримах блогеры показывают свои таланты: поют, играют на гитаре, рассказывают истории. А некоторые просто красуются перед камерой и отвечают на вопросы зрителей.

Бывают совсем забавные случаи. Один мужчина случайно уснул во время трансляции и посмотреть на спящего человека собралось больше 18 миллионов зрителей. Проснулся мужчина на 76 тысяч юаней (800 тысяч рублей) богаче: люди щедро переводили ему деньги.

Источник: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1659614306574310317
Источник: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1659614306574310317

Фишка бытовых стримов в том, что блогеры выходят на публику без подготовки. Заранее подготовленные тексты и видео можно в любой момент отредактировать, но в прямом эфире приходится импровизировать. Это и привлекает зрителей: живые выступления интереснее смонтированных роликов, а блогеры ведут себя более естественно.

«Главное — помнить, что платформа развлекательная, и „сложный“ контент вряд ли понравится зрителям. Многим людям интересны твоя жизнь и ты сам. Например, мне китайцы часто задают вопрос: „А у тебя на Рождество снег выпадает?“ Я отвечаю, что в моем городе снег лежит шесть месяцев в году, и их интерес ко мне резко увеличивается. Еще часто задают вопросы про еду, работу, иногда интересуются, правдивы ли стереотипы про медведей и вечную зиму», — пишет Валерия, которая уже пять месяцев проводит стримы на китайской платформе.

Причина популярности бытовых стримов — рост спроса на реальные эмоции, без фальши и постановок

В 2020 году зрителям уже неинтересны постановочные сценарии и фейковые эмоции. Сегодня на пике популярности блогеры, которые не стесняются показывать реальные чувства, поднимать острые темы, делиться проблемами и искать поддержку у зрителей. Главное правило — быть настоящим. Тогда тебя будет смотреть огромное количество людей.

Интересно, что тренд на бытовые стримы вырос очень быстро. Меня не было в Китае девять месяцев, но за это время там произошел настоящий блогерский переворот. Многие мои знакомые скачали приложения для онлайн-стриминга, выбрали тематику и начали проводить трансляции.

Уже в марте китайцы в среднем смотрели бытовые стримы больше двух часов ежедневно. В апреле 2019 года жители Поднебесной провели на основных стриминговых платформах почти 2 триллиона часов, а в апреле 2020-го — уже 3,9 триллиона часов. Это рост на 99% всего за год!

Конечно, тут сыграла роль и пандемия: запертым в своих квартирах людям приелись обычные фото и видео, захотелось чего-то новенького.

Сколько зарабатывают китайские стримеры

Блогеры проводят стримы на специальных платформах: Momo, Yizhibo, Bilibili, Uplive. Эти и другие платформы автоматически подбирают стримерам аудиторию (прямо как Яндекс.Дзен в России). Получается, что на начальном этапе любой стример может зайти на платформу и уже через несколько недель зарабатывать от тысячи долларов без вложений в продвижение.

«В основном заработок зависит от личности и харизмы блогера, хотя важно и то, откуда он родом. В среднем доход активных стримеров составляет от 1 до 2 тысяч долларов. Китайские блогеры-девушки обычно зарабатывают больше мужчин, поскольку и зрителей у них больше в два-три раза», — рассказала мне Валерия.

Один из источников дохода стримеров — донаты, то есть добровольные платежи от зрителей. Но сейчас эта часть дохода уже не так важна, потому что с первых месяцев карантина крупные китайские компании стали все чаще предлагать стримерам рекламировать их товары.

Блогеры распаковывают товары, делают на них обзоры и рекламируют в ходе трансляции. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=kqJ919wtLBw
Блогеры распаковывают товары, делают на них обзоры и рекламируют в ходе трансляции. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=kqJ919wtLBw

Некоторые бренды прямо на базе своих фабрик строят специальные офисы для стримов, нанимают блогеров и платят им зарплату.

Если блогер регулярно проводит стримы, его доход может достигать десятков тысяч долларов в месяц.

Зарабатывать на стримах могут даже иностранцы, не знающие китайского языка

В китайских сервисах стримят не только китайцы, но и иностранцы. С иностранными блогерами китайцы стараются говорить на английском: для них это один из способов практиковать язык.

Список самых популярных площадок для стриминга (на китайском языке)

Я расспросил знакомую стримершу о том, как новичкам подобрать платформу для стриминга. Вот что она посоветовала:

«Важно оценить, какая на платформе аудитория и какие требования предъявляют к стримерам. На моей платформе негативных зрителей практически нет, а если и появляются, то быстро получают бан. Еще я бы не работала там, где есть глупые запреты, которые влияют на ход трансляции. Например, одна платформа запрещает проводить стримы с оголенными плечами, а другая не позволяет банить людей, которые вкладывают в эту площадку деньги, даже если они пишут токсичные комментарии».

Уверен, что в России подобный вид блогинга в скором времени тоже начнет набирать обороты. Тренд на естественность и открытость в блогах становится все популярнее. Вспомнить хотя бы сторис в соцсетях — они тоже стали популярны отчасти из-за того, что блогеры в них выкладывают бытовые фото и видео без сложной обработки.

Рынок медиа продолжает развиваться, а блогерам лишь остается задавать тренды и подстраиваться под интересы аудитории.