Найти тему
Великая Отечественная

Оглядываюсь — колонны нету, она перестала существовать.

Из воспоминаний Бегельдинова Т.Я.

На погоду был зол вдвойне. Туманная мокреть сорвала очередной вылет на разведку. Опять не удалась разведка-боем. Потеряна возможность слетать и навести шороха. Все время мечтаю нанести удар за гибель близкого человека.

С утра небо немного развиднелось, стало проглядывать через нагромождение туч. Получил задание на вылет, надо проверить местность на скопление техники.

Но все пошло плохо с начального момента. Левое колесо машины завязло, словно попало в тиски. Самолет круто развернулся, но не упал. Техники из грязи машину выдернули и помогли вернуть на старт. Яму сразу засыпали и стали ровнять взлетную полосу. В итоге взлетел.

Набрал высоту в 3000 м и забрался выше облаков. Долетел до намеченного пункта, выбрал слой облаков поменьше и пробил. Снизился до 150 м. Внизу широкая улица и дворы прямоугольниками. Вдоль улицы стояла цепочка столбов и на каждом повешенный. Трупы от ветра покачивались, все увидел буквально за секунды, не поверил. Поверить было невозможно.

Сделал вираж и развернулся. Проследовал над деревней, на столбах висят повешенные. Все это после немцев. Это немцы учинили расправу. Немецкая работа! Сердце копило злость за убитую любовь, злоба душила. Все надо выплеснуть на этих гадов, надо рвать их на куски. Немцев в деревне не было, никаких признаков их наличия. Машина набрала высоту, горючее уже на исходе. Вернулся на аэродром ни с чем.

Только внутри была злость и жажда мести. И тут повезло! На КП прибыл комполка Шишкин, просил произвести разведку. Вылетаем вдвоем, задание сложное. Перед нами развернули карту с заштрихованным хребтом Карпатских гор. По сведениям наземной разведки в этом месте немцы концентрируют кулак для удара, пытаются остановить наше наступление. Надо нанести удар по выдвигающимся немцам, накрыть на марше.

Задача осложняется горной местностью. Узкие ущелья с отвесными краями и особо развернуться нет места. Поэтому посылали только два штурмовика. Надо все разведать и проверить несколько ущелий. При обнаружении противника атаковать. Вопросов к командиру не было.

-2

Механик доложил о готовности машины, со мной стрелок Глазунов. Проверили вооружение, взяли полный боекомплект. В ящиках кроме обычных бомб есть фосфорные противопехотные, их всего 60 штук. Очень страшное и грозное оружие. При разрыве разлетаются огненные брызги, они все прожигают. Спасения от брызг нет. Впервые такой груз доставляю, значит есть причина.

Все внутри кипит и будоражит. Надо за все убитых и качающихся на столбах отомстить. С большим трудом удалось взлететь, продирались по грязному аэродрому. Вся полоса от дождя окончательно раскисла. Вылетели парой. Мочалов шел за мной.

Облачность на все девять баллов. Впереди первое ущелье и первый облет. Ничего обнаружить не удалось, совершенно ничего не видим. Надо пробивать облака и снижаться. Радирую: "Снижаемся. Действуй как я". Стрелка высотомера останавливается на отметке в 200 м. Летим несколько секунд горизонтально в каше облака, лопасти с трудом ее пробивают, винт не видно. Нервы уже на пределе. Трудно лететь в этом туманном месиве, практически на ощупь. Это практически невозможно.

Рву ручку на себя, машина взмывает из облаков. Сердце на мгновение замирает, впереди черная отвесная скала. Машина продолжает почти отвесный взлет, проходит над этой скалой. Все внутри на мгновение замирает. Вверху голубое небо, а внизу черные тучи.

Напарника нет. Мысль, что напарник разбился, пугает. В наушниках голос: "Бегельдинов! Возвращаемся! Полет в таких условиях невозможен. Это гибель! Возвращаюсь!". Попытался ему возразить, но он явно не слушает. Напарника не вижу, он уже скрылся за очередным хребтом. Так остался один. Мочалов прав. Риск и гибель машины в таких условиях возможна. Хребты и скалы со всех сторон, между ними плотное месиво из облаков.

Все облака живые, карабкаются через перевалы, цепляются за скалы. Между высотами гор сплошная темнота. Как там летать?! Мочалов прав. В такой ситуации ему дано право самостоятельно принимать решение, не бросаться безумно в пекло. Но у каждого пилота и офицера есть фронтовая честь. Получили приказ, подтвердили готовность. Знали куда летим и какие условия. Могли от задания отказаться. Насильно на такое задание не пошлют. Если получил задание-выполняй!

Продолжаю облет, направляю машину в гущу тумана. Стрелка стремительно бежит по циферблату, штурмовик падает. Неожиданно из мглы вырывается у самой земли, какие-то ветки стучат по фюзеляжу. Поднялся над верхушками и лечу на бреющем.

Талгат Якубекович Бегельдинов
Талгат Якубекович Бегельдинов

Сразу засекаю плотно идущие колонны пехоты и технику. Гигантская гусеница тянется на километры. Пестро-серая гусеница словно ползет по ровной стене. Все движется по широкой дороге, вверху нависает карниз горы. Гитлеровцев много, все растянулись на одной дороге. Лечу вплотную к дороге на бреющем. Немцев порядка 3000 и техника.

Внутри себя разжигаю, это они вешали мирных на столбах, а потом запили все шнапсом. Получали от этого удовольствие, а теперь над вами витает смерть, больше никого не повесите. Пришло время за все расплатиться...

Взлетел над ущельем, замкнул круг и спикировал. Шел над колонной и поливал трассами, глушил эрэсами и сбрасывал бомбочки. За все стремился с ними рассчитаться. Кричал, стремился перекрыть рев мотора, давил на кнопку пулеметов.

Колонна перестала существовать, гигантская развалившаяся толпа. Фигурки в панике метались. Пулеметы косили и косили, наваливали кучи пораженных. Закладывал глубокий вираж и снова входил в ущелье.

Страшная внизу картина. Оставшиеся немцы пытаются взобраться на скалу, срываются и падают. Снова бью по клубящейся массе техники из пушек, сбрасываю остатки зажигательных бомб. Сразу оглядываюсь, колонны на дороге нет! Колонна перестала существовать. Только дым от горящих машин все накрывает.

Рапортовал о выполнении задания, командир не скупился на благодарности.

-4

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:

ПРИХОДИЛОСЬ ВЫБИРАТЬ НОВОГО ХОЗЯИНА
СТАЛИН СПАС КРЫМСКИХ ТАТАР
ПЕРВЫМ ДНЕМ ПОЯВИЛСЯ НАД БЕРЛИНОМ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-5