На верфи британской компании «Армстронг Уитворт» в марте 1910 года был построен легкий крейсер для ВМФ Бразилии. Он получил название "Баия" в честь одноименного штата Бразилии (с порт. означает "бухта"; Бразильскую бухту всех Святых впервые увидели европейские моряки в 1501 году в День всех святых). История этого корабля интересна, однако конец - нелеп и трагичен.
Служба "Баии" началась с восстания. В 1910 году матросы линкора "Минас-Жерайс" готовились к мятежу. Причиной послужило жесткое обращение с экипажем - матросов жестоко наказывали плетями, несмотря на то, что это являлось противозаконным в Бразилии. Заговорщики ускорили подготовку к бунту, избрав своим лидером матроса Жуана Кандиду Фелизберту, получившего прозвище "Черный адмирал". Восстание началось 21 ноября 1910 года, раньше даты, которую предусматривал изначальный план бунтовщиков. Мятеж охватил не только "Минас-Жерайс", но и крейсер "Баия". Однако на крейсере он быстро провалился - помогла дисциплина экипажа.
В январе 1918 года, после вступления Бразилии в Первую мировую войну, "Баия" вошел в соединение DNOG, созданное для патрулирования Атлантического океана в акватории Западной Африки, в качестве флагманского корабля. В сентябре 1918 года начавшаяся с крейсера "Баия " эпидемия испанского гриппа распространилась по кораблям соединения.
В середине 1920-х годов крейсер модернизировали, как и некоторые корабли бразильского флота. На "Баию" установили три нефтяных котла, три 20-мм пушки компании "Мадсен", четыре 533-мм торпедных аппарата и французский пулемет винтовочного калибра "Гочкисс".
В июне 1930 года "Баия" сопровождал лайнер Almirante Jacequay во время визита президента Бразилии Жулиу Престиса в США. В 1930-1935 годах крейсер привлекали к операциям подавления мятежей на территории Бразилии. В мае 1935 года "Баия" совместно с аргентинской эскадрой (в т.ч. линкор "Морено") сопровождали линкор "Сан-Паулу" во время визита президента Бразилии Жетулиу Варгаса в столицу Аргентины Буэнос-Айрес.
Во время Второй мировой войны крейсер вернулся на службу в Атлантику. Патрулирование океана проходило спокойно. Но 4 июля 1945 года случилась катастрофа.
В этот день зенитками "Байи" проводились учебные стрельбы. Одна из установок оказалась наведена слишком низко, однако это не помешало экипажу провести из нее залп.
Результат предсказуем. Снаряд попал в глубинные бомбы на корме, предназначенные для уничтожения подводных лодок. Мощнейший взрыв разрушил корпус крейсера, из-за чего в течение нескольких минут корабль вместе с большей частью экипажа затонул.
Примечательно, что еще до конца расследования крушения, пресса стран Южной Америки обвинила в катастрофе две немецкие подлодки: U-530 и U-977, под командованием обер-лейтенантов Вермута и Шеффера соответственно. Обе они сдались Аргентине. Но аргентинское правительство заявило, что нападения на "Баию" не было.
Характеристики
Водоизмещение – 3100 т
Длина – 122 м, ширина – 11,9 м
Экипаж – 350 ч
Скорость хода – 25 узлов
Вооружение – десять 120-мм, шесть 47-мм пушек, два 457-мм торпедных аппарата.
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Всем спасибо!