Найти тему
Блог студии Снегири

Как делать анализ фильма?

Оглавление

Анализ фильма - важная часть образования сценариста. Речь не о критическом блогерском разборе, а сценарном. В сценарном разборе оценивается не игра актеров, работа оператора, эстетика съемок и ловкость монтажера, а сама история, то, что написано.

Предел контроля ( 2006 )
Предел контроля ( 2006 )

Теория, которую дают в киношколах и на курсах, а также написание собственного сценария - это отлично. Но даже после кучи курсов не все решения укладываются в теорию, важно понимать, что работает на экране, а главное почему.

Просмотр фильмов можно воспринимать как дополнительное образование: смотрите кино или сериал глазами зрителя, анализируйте, какие эмоции у вас возникают при просмотре, учитесь со стороны наблюдать за историей и раскладывать ее на основные составляющие, пытаясь понять как та или иная эмоция откликается у вас, зрителя, и что для этого сделал сценарист.

Давайте разбираться, как же правильно делать анализ фильма, если вы - сценарист.

Голова в облаках ( 2004)
Голова в облаках ( 2004)

Сценарный разбор: зачем он нужен?

Чем больше вы сами будете писать, тем больше вы сможете замечать в работах других сценаристов.Зафиксируйте момент, когда история вас захватила, когда вы целиком погрузились в фильм и он вас поглотил.
Проанализируйте, что именно вас зацепило: какое решение принял герой, внешние обстоятельства, появление антагониста, конкретная сцена или поворотный момент, диалог или какой-то другой инструмент.

Если таких моментов, которые вас полностью вовлекают в процесс смотрения, нет, фильм начинает рассыпаться на кусочки и истории не получается.


Отмечайте, какие жанры замешаны в фильме, как они взаимодействуют между собой, что усиливает жанр и контекст, а что, наоборот. Какие приемы для каждого из них больше работают и что близко именно вам.
При анализе фильма концентрируйтесь только на сильных эмоциях.

Не нужно анализировать все подряд, Самое важное - это история.

Считывается ли её основная мыль? Если да, то как? Какими средствами автор пытается ее до нас донести? Сформулируйте основной посыл, что и кто должен находить в этой истории, какова ее целевая аудитория. Чтобы разобраться в этом лучше, изучите материал как оценить потенциал истории >>>>>

Выпишите темы, которые затрагивает автор, отметьте, кого они заинтересуют, как автор раскрывает каждую из них. Если это какая-то сложная тема, подумайте, делит ли она зрителей пополам, создает ли "холивар" вокруг фильма? Если да, как автор не выходит за рамки дозволенного и управляет тем или иным моментом, явлением?

Елки ( 2010)
Елки ( 2010)

Персонажи

При оценке героев не зацикливайтесь на игре актера, потому что это далеко не всегда связано с самим персонажем и тем, как он двигает историю.


Когда найдете в фильме интересного персонажа, спросите себя, почему вас зацепил именно он, чем вам понравилось решение его образа? Он похож на вас, вы бы хотели такого друга, он похож на того, кем вы хотите быть в глубине души?


Проанализируйте как и когда герой появляется в кадре и заявляет о себе. Как правило, главный герой в кадре появляется первым, а потом  уже вводятся остальные герои. Что о герое говорит автор? Как автор поступками и поведением героя раскрывает его главные черты характера?


Так же обращайте внимание на исключения, когда, например, главного героя заявляют не сразу. Подумайте, почему принято такое решение.
В конце  анализа фильма разберите деформацию героя, подумайте, как он изменился, какой прошел путь. После этого проанализируйте героев, которые его окружают: какую функцию выполняет каждый второстепенный персонаж? Складываются ли персонажи в ансамбль и в чем их задача в истории, как они влияют на героя, как взаимодействуют с ним и  как между собой?

Беспечный ездок ( 1969)
Беспечный ездок ( 1969)

Структура фильма

Как делать анализ фильма и не запутаться? При сценарном анализе фильма слишком подробно ковыряться в структуре не нужно. Вы просто потратите много времени, чтобы обнаружить в основном понятные и закономерные вещи.Анализируйте то, сколько длится экспозиция - то что происходит до завязки. В каком темпе она сделана, как быстро происходят события, что в ней показывает нам автор, как знакомит с ситуацией? Важно понять как выстроена экспозиция и как автор приходит к завязке.


Дальше переходите к середине истории. Разберите как история развивается, двигается вперед и приходит к кульминации. Насколько кульминация сжатая, напряженная, сколько идет? С чего начинается третий акт и какие инструменты в нем использует автор?
Какие способы применяет автор, чтобы удержать внимание зрителя до конца, где и как работает элемент неожиданности. Что происходит в конце, насколько оправдывает автор ожидания зрителя от концовки и с помощью чего?


Если вы  сами написали какое-то количество сценариев, сделать анализ фильма и заметить такие вещи будет гораздо проще.

Ла-ла-лэнд (2018)
Ла-ла-лэнд (2018)

Сцены

Фильм рассказывается с помощью сцен и каждая из них - это отдельная маленькая история.Анализируйте их по отдельности, не все, возьмите самые яркие: в какой момент вы увлеклись тем или иным поворотом, как развивается конфликт, что цепляет в героях?


Самые важные сцены для анализа - это кульминация и развязка. Нужно понять в чем заключается финальная битва для героя, за счет чего достигается напряжение. Было ли оно, насколько развязка вас удивила, каким способом автор развязывает историю, был ли момент расплаты? Как сценарист создавал препятствия, какие это были препятствия?
После, сформулируйте кратко сюжет просмотренного фильма и попробуйте его пересказать. Пересказывайте так, чтобы было понятно какую историю вы только что увидели.


В зависимости от жанра фильма, пройдитесь по главным точкам и количеству поворотов. Именно из них должен сложиться ваш пересказ.
Когда вы делаете анализ фильма и  так раскладываете историю, оказывается, что все не так страшно и сложно, как могло показаться в начале.

Молодой Годар ( 2017 )
Молодой Годар ( 2017 )

Реализация

Ну и в конце подумайте о коммерческом успехе картины.Подумайте, почему студия купила этот фильм и именно такой сценарий выбрала. Ведь даже плохой фильм, который был снят, почему-то купили и реализовали. Значит в него верили, почему тогда он стал плохим?


Часто оказывается, что дело не в идее, а ее реализации. Реализация может быть плохой уже на этапе сценария, а может на этапе съемок. Поняв, что повлияло в каждом конкретном случае, вы, возможно, избежите массы ошибок в своей работе.


Если вы знаете основы сценарного мастерства, делать анализ фильма для вас будет не сложно. Как и везде, здесь нужна регулярность. Кстати, если вы хотите начать снимать и писать сценарии, посмотрите наш курс
режиссеров-фильммейкеров, он начнется 18 октября.