Найти в Дзене
Павел Карякин

О силе рыцарской идеологии. О противоречиях (исторический рассказ "Сила целого войска", гл.4)

Превью: Он был добродетельным христианином. Но он убивал. Много.

Пьер Баярд (источник: Яндекс картинки)
Пьер Баярд (источник: Яндекс картинки)

Ретроспектива: Половина европейских стран втянута в Итальянские войны, цель которых захват Италии и гегемония в Европе. Пьер Баярд - участник этих конфликтов. Сейчас его задача - удержать мост при Гарильяно.

4

Потомственный воин – Шевалье Баярд, чьи предки с честью пали на поле брани, с древней прославленной фамилией, был погружён в свои мысли. 

«У каждого свой путь! – говорил герцог Савойский, чьим пажом служил когда-то Пьер Баярд. – Важно не только быть твёрдым в своих убеждениях и жёстко придерживаться раз выбранного пути, следуя слову чести. Намного важнее понимать и осознавать глубину правоты совершаемых тобой поступков. И если сердце твоё благородно – в чём я убедился и не сомневаюсь, – это очень много, но и этого не всегда достаточно. Намного важнее быть предельно честным и никогда не лгать прежде всего самому себе – ведь честное сердце, тем более собственное, обмануть невозможно! Это очень трудно и это очень просто! Запомни, мальчик! – продолжал расчувствовавшийся герцог, опустошая третью или четвёртую бутылку бургундского. – Твой будущий сюзерен Карл VIII видит каждого насквозь, и от того, как ты поймёшь мои слова, будет зависеть твой успех у первого человека Франции!» 

Баярд дословно запомнил пламенную и проникновенную речь герцога. Неся её в своём сердце, Пьер сумел шагнуть много дальше всего, что касается рыцарских идеалов, в сравнении со своим бывшим патроном.

Часто задумывался Пьер не только о верности выбранного пути, но и о предназначении каждого человека, что в размышлениях и взглядах на мироустройство значительно возвышало его перед товарищами, решительно не понимавшими рассуждений «воина на поле и монаха в жизни». Посредственно одарённый природой физическим развитием и здоровьем, Пьер Баярд был чрезмерно награждён волей и духом. Непрерывно совершенствуясь в гимнастических залах, он делал всё возможное, чтобы быть лучше своих товарищей по оружию. К четырнадцати годам он уже был превосходным бойцом: умел прыгать через глубокие рвы, мог забраться на стену без лестницы и, конечно, великолепно фехтовал. Рыцарский доспех, громоздкий и тяжёлый, стал его постоянным одеянием.

Уверенно можно сказать, что Пьер Баярд был горячий и высокий патриот. Однако это был тот частый случай, когда воин своей эпохи, проливая кровь за собственную Родину, редко на ней бывал, большую часть жизни проводя в военных походах. И говоря словом честным, Баярд не тосковал по родным местам. Скорее наоборот – начинал хандрить, если подолгу засиживался без дела. 

Добродетельный и духовный, он всё же был воин по призванию, и проливать чужую кровь, хоть и под покровом высших христианских мотивов, было его потребностью (добавьте к этому XVI век - особенности духовного и интеллектуального развития средневековых людей). Размышления о том, как на всё это смотрел сам Господь, занимали не только Пьера Баярда! Но сомнения и размышления на этот счёт подавлялись и крушились, точно боевым молотом, мощнейшей рыцарской идеологией. 

Продолжение следует