В один из дней второй части нашей экспедиции "Россия. Звонок в прошлое" мы с группой исследователей продолжили изучение окрестностей поселка Каменномостского, находящегося в долине реки Белой южнее города Майкоп.
Целью изучения мы поставили поиск следов допотопного промышленного центра в этих местах Западного Кавказа.
Предпосылки думать именно так, я полагаю есть и они достаточно веские.
В статье "Мутная история. Допотопный промышленный центр Южной Руси" я их перечислил. Но напомню эту информацию и сейчас.
Итак, для всеобщего проживания предгорья Западного Кавказа советская власть открыла только в конце 40-х начале 50-х годов XX века. И туда, в слабозаселенные места станиц Даховской, п.Каменномостского, п.Мезмай начали переезжать люди для работы в основном в леспромхозе со всей страны.
До войны леспромхозы были в ведении НКВД и в них работали в основном заключенные, а до революции 1917 года эти места были охотничьими угодьями царской семьи. И тоже как и во времена довоенного Булата были закрыты для заселения.
- Что же увидели вновь заселяющие этот регион в 50-е годы XX века новые жители?
Увидели они достаточно обширную сеть узколинейных железных дорог, соединяющих город Апшеронск через Гуамское ущелье, поселки Мезмай с Каменномостским. Эти населенные пункты и сегодня не соединены прямыми дорогами, а узкоколейки тянулись через горы.
Кроме этого участка, тогда еще действующего от него, было множество ответвлений, уходящих в горы.
На совсем крутых подъемах у узкоколеек появилась третья - фуникулерная рельса. А заканчивались все эти ответвления, засыпанными или взорванными входами в горы - ни то туннелями, ни то штольнями.
Все эти дороги описываются старожилами, как достаточно ржавые и заросшие, кроме действовавшего участка. соединявшего Апшеронск с Каменномостским и Майкопом. По нему возили лес.
В горах над ущельями висели железные канаты. Кое-где с них свисали ржавые канатные вагончики для сыпучих грузов.
В общем, практически весь тот металл был сдан местными жителями на металлом. Сначала при социализме за даром, а в 90-е годы выгребли уже все основательно на капиталистической основе.
Итак, начнем с осмотра некоторых старых зданий поселка Каменномостский.
Все как в крупных городах планеты. Засыпаны первые этажи старых зданий. И их начали восстанавливать, судя по маркировке на углу Каменномостского клуба, видимо, в 20-30-е годах XX века.
С времен потопа 40-х годов XIX века, когда глина засыпала первые этажи зданий во всем мире, эти опустевшие городки на месте нынешнего Каменномостского стояли разрушенными и пустынными.
Пришедшая советская власть согнала сюда заключенных на лесозаготовки и отремонтировала наиболее уцелевшие здания и часть узкоколейки.
- Чем же занимались до этой катастрофы середины XIX века жители этих мест?
Чтобы это понять поднимемся в горы.
После посещения штолен, вопрос о занятии местных жителей до катастрофы середины XIX века отпадает сам собой. Прибавим ко всему этому сеть фуникулерных узкоколеек и канатных дорог.
- Теперь другой важный вопрос. Что же добывали в этих штольнях?
Официальные источники пишут, что в 60-70-е годы XX века, группа в составе 500 человек эти штольни и набила в поисках не много не мало - урана.
Но в некоторых штольнях в наше время не удалось дойти до конца, пройдя по десятки километров по их только центральным галереям. Да и штолен было сделано более 20, хотя местные знатоки утверждают, что более пятидесяти, не считая взорванных.
Скорее всего, в 60-70-е годы, уже в давно заброшенных штольнях проводили геологоразведку. Это группа из 500 человек. Она же и взорвала част входов, оставив ныне существующие для добычи БИРИТА, передав его разработку уже другой организации (Белореченскому месторождению Бирита).
Опять одни вопросы.
Группа из 500 человек даже за 10 лет не наделала бы в горах несколько десятков штолен, у некоторых из которых длина по 10 километров и более. Причем, никаких отвалов от рытья этих штолен не осталось.
А около входов в них даже мы нашли остатки рельс, описываемых старожилами задолго до 60-70-х годов XX века. Если наш анализ верен и штольни действительно действовали до катастрофы середины XIX века после чего были заброшены и только в советское время 60-70-х годов XX века в них опять пробовали возобновить добычу, да не смогли.
Возникает очень интересный вопрос.
- Для чего в первой половине XIX века добывали уран?
Перешерстив массу источников я нашел промышленное применение урану, и то во второй половине XIX века, только в изготовлении уранового стекла.
Хотя то, что о нем написано даже в официальных источниках порождает еще более серьезные вопросы.
По своим свойствам оптика их этого стекла - настоящая линза для лазера или гиперболоида инженера Гарина.
Я думаю, эти рудники похожи на уральские. И там, скорее всего, был такой же центр, но добывали другие ископаемые для заводов, металла и камня. На Кавказе следов заводов нет.
Видимо, руду куда-то вывозили подальше для обогащения урана, а центр с дорогами был похож на игру компьютерную - шахты.
Не менее интересный вопрос и о том Барите. который там все же недолго добывали в те же 60-70-е годы XX века. Это лучший и непревзойденный материал для защиты от излучения.
- Что это за горы такие?
В них роют штольни и достают из глубин уран, видимо, чтобы подковывать им лошадей в армии Наполеона, а оболочка горы состоит из Бирита - лучшего изолятора от излучения.
Так что природа уран спрятала или кто-то его месторождение накрыл горой из ИЗОЛЯТОРА, или уран был не месторождением, а реактором древних что ли с биозащитой вокруг?
Причем здесь современное название штолен и поселка Никель. Его здесь никто оказывается не добывал никогда.
Жалко для съемок мы не взяли хороший свет и сапоги. Сняли как могли.
Но скажу одно. Эти штольни многоуровневые. Передвигаться по ним надо очень осторожно. Встречаются места с провалами в полу, уходящими в бездонные вертикальные провалы.
Судя по растущим сталактитам, лет через 20-30 их просто объявят природными пещерами.
Еще интересно то, что штольни эти пробиты реально после потопа XVII-XVIII веков, того первого, уничтожившего античную цивилизацию.
Пробиты они в коренной более твердой породе гор, прям на границе этой породы с принесенной волнами потопа грязью или грунтом, содранным волной с мест ее прохождения до встречи с горами.
Я это уже объяснял в своем фильме "ПРЕДГОРЬЯ КАВКАЗА - ЭТО ЗАСТЫВШАЯ ГРЯЗЬ".
Глина, засыпавшая в среднем 3-4 метровым слоем первые этажи зданий городов практически всего мира просто похоронила под собой все дороги к этим рудникам в катастрофе 40-х годов XIX века. После чего они и были брошены, а городки шахтеров, видимо, тоже опустели.