Найти в Дзене
Шах, Мат, Рок-н-ролл

Бент Ларсен – 50 избранных партий

Я влюбился в Ларсена ещё до того, как начал его читать! А виноват в этом - Полугаевский, написавший предисловие. Там была позиция, где чёрные сделали та-а-а-а-к-о-о-о-о-й-й-й ход, что я бы непременно упал на пол, если бы развалившись на кровати не подпирал стену. Но через пять ходов (это заняло ещё секунд десять) последовал другой ход – и я взлетел до потолка. В начинавшем расширяться юношеском воображении. В общем, я был перевозбуждён ещё до того, как познакомился с датчанином.

Я хотел успокоиться, но меня никто не собирался спрашивать. Позиционный королевский гамбит, размен хорошего слона на плохого, угрозы мата в один ход, сопровождавшиеся бендеровскими репликами. Я сразу же заболел. Мало?
-2

Но, тут подоспела новая доза наркотиков: геометрия, переходила в архитектуру – доска у Ларсена приобретала объём!, это ж, мать твою, 3 D графика!! Жертвы ферзей и пешек вызывались не «требованиями позиции», а лишь желанием хулиганить, а партии начинались ходом f2-f4…

А история с подслеповатым стариком и прорывом на ферзевом, обернувшийся внезапным матом на королевском, а заявление (прямо во время игры), что гроссмейстер пойдёт к врачу, если не выиграет у Петросяна позицию, где поровну фигур и даже пешек? Когда он наконец сказал, что зрители в Санта-Монике-66 полные идиоты, я вспомнил Сальвадора Дали и его «Дневник одного гения». Меня пригвоздили в 15 лет!

-3

Этот шок был предсказуем, если учесть что попался мне сборник Ларсена случайно, после умных книг, в которых Ботвинник или Нимцович побеждали неустанно и беспрекословно. Наконец-то шахматист приобрёл человеческие черты – слабости, желания, и главное – юмор.

Ирония, изредка переходящая в сарказм, самоирония к себе, любимому – этого так недостаёт подавляющему большинству шахматных авторов. Кажется, что гроссмейстер, начиная рассказывать о своих жалких (или выдающихся) партиях, пытается себя оправдать и возвысить. Не к чему – все и так знают, что он лох, и к тому же – лох полный.

Ларсен это понимает и подчёркивает. Это не мешает ему любить себя и свои шахматы – становиться лучше он не собирается.

Не все партии в этой книге равнозначны. Но поединки с лучшими игроками шестидесятых - Бронштейном, Петросяном и Спасским прокомментированы на уровне, доступном лишь литературно одарённым шахматистам. Я слышу смех Милана Кундеры.

Вчера ночью я стопервыйраз пересмотрел «Манхеттен» Вуди Аллена 1979 года. И стопервыйраз поразился плотности острого как чили юмора и отсылок к культурным кодам эпохи. Считайте меня снобом – ольдскульным это нравится.

Муртас Кажгалеев

► Instagram - https://www.instagram.com/checkmaterocknroll/
► Youtube -
https://www.youtube.com/c/Checkmaterock/
► Facebook -
https://www.facebook.com/checkmaterock
► Telegram -
https://t.me/checkmaterock