Почему на моё добро люди всё время отвечают злом? Почему я делаю человеку добро, а вижу от него только зло? Неужели не надо делать добра, чтобы не получить зла? Это очень популярные вопросы на любых форумах, обсуждениях, консультациях. Ответы на них обычно бывают очень уклончивы, неконкретны, а то и откровенно лживы. Например, «так уж устроен наш мир», или «добро всегда порождает зло, а зло — добро» или «в мире должен быть баланс добра и зла». А как же обстоит дело в действительности?
Прежде всего, надо чётко разделить две ситуации. Если под добром в данном случае имеется в виду истинное, абсолютное добро, то есть гармония мира — это одно. Если же под добром понимаются представления людей о добре — это совсем другое.
В первом случае (настоящее добро) человека не слишком должно волновать то, как отреагируют на его добро окружающие. Они могут ответить добром, они могут ответить злом, они могут вообще не прореагировать — не важно. Делание добра — это цель жизни любого человека, это то, чего от нас ждёт Создатель, это то, что приносит самому человеку наивысшее наслаждение. Но только не надо свою помощь кому-то навязывать. Потому что надо дать шанс другому человеку сделать это доброе дело самостоятельно. Насильно навязанное добро не может считаться настоящим добром, так как часто приводит к непониманию, розни, вражде между людьми. А злом люди обычно всё-таки отвечают не на добро, а на зло. Зло они порой делают и тем, кто им ничего не сделал. Так что не надо отказываться от добра только из опасения получить в ответ зло. Иначе можно прожить жизнь бесцельно.
Второй случай (кажущееся добро) более сложный. Представления людей о добре очень часто зыбки, переменчивы, нечётки, а иногда и просто лживы. Называть добром любую услугу, оказанную человеку, совершенно неверно, даже если этот человек очень нуждается в этой услуге. Рассмотрим несколько ситуаций.
«Я ему помог украсть миллиарды рублей из бюджета, а он мне отказывается помочь получить участок под дачу на территории заповедника».
«Я ему помог убить нескольких одиноких пенсионеров, чтобы завладеть их квартирами, а он теперь хочет избавиться от меня».
«Я ему помог за взятку получить подряд на строительство, а он хочет меня уволить».
«Я помог ему закупить партию гнилого мяса для изготовления сосисок, а он теперь снюхался с моим конкурентом».
Во всех подобных случаях можно посетовать: «Я ему сделал добро, а он отвечает злом». Но это вовсе не добро. Наоборот, это самое настоящее зло или в лучшем случае — пособничество злу, что немногим лучше самого зла. А уж зло-то всегда обязательно порождает зло.