Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Универсал ГАЗ-24-02 «Волга»

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий. В 1968 году были собраны первые 31 серийный экземпляр. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой Волги. В конце 1972 года был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02. О данном универсале и его модификациях будет сегодняшний рассказ.

ГАЗ-24-02, гос. номер «45-18 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «45-18 проба»

Первые два прототипа были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года. Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза. В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощенную конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная – 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю – 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Характерный «гребень» – дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салона.

В серию ГАЗ-24-02 пошел в декабре 1972 года. Объемы производства всех модификаций (о них подробнее ниже) универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки «Внешпосылторга». Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80-е годы.

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

ГАЗ-24-02, гос. номер «41-27 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «41-27 проба»
ГАЗ-24-02
ГАЗ-24-02
ГАЗ-24-02, гос. номер «19-83 ГОГ»
ГАЗ-24-02, гос. номер «19-83 ГОГ»
ГАЗ-24-02, гос. номер «19-83 ГОГ»
ГАЗ-24-02, гос. номер «19-83 ГОГ»
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «02-70 проба», Москва, 1985 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «41-77 СФА», Свердловск, 1976 год. Фотография © СВ10
ГАЗ-24-02, гос. номер «41-77 СФА», Свердловск, 1976 год. Фотография © СВ10
ГАЗ-24-02, гос. номер «42-12 ММЯ», Москва, 1980 год. Фотография © Newsegda
ГАЗ-24-02, гос. номер «42-12 ММЯ», Москва, 1980 год. Фотография © Newsegda
ГАЗ-24-02, гос. номер «87-04 ГВГ», Горький, 25 июля 1980 года. Фотография © Александр Мельников
ГАЗ-24-02, гос. номер «87-04 ГВГ», Горький, 25 июля 1980 года. Фотография © Александр Мельников
ГАЗ-24-02, гос. номер «71-38 ЛТА», Латвийская ССР, Рига
ГАЗ-24-02, гос. номер «71-38 ЛТА», Латвийская ССР, Рига
ГАЗ-24-02, гос. номер «71-38 ЛТА», Латвийская ССР, Рига
ГАЗ-24-02, гос. номер «71-38 ЛТА», Латвийская ССР, Рига
ГАЗ-24-02, гос. номер «71-38 ЛТА», Латвийская ССР, Рига
ГАЗ-24-02, гос. номер «71-38 ЛТА», Латвийская ССР, Рига
ГАЗ-24-02, гос. номер «09-11 ММА», Москва
ГАЗ-24-02, гос. номер «09-11 ММА», Москва
ГАЗ-24-02, гос. номер «40-15 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «40-15 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «59-22 УКМ», Куйбышевская область, август 1982 года. Фотография © А.П. Потапов
ГАЗ-24-02, гос. номер «59-22 УКМ», Куйбышевская область, август 1982 года. Фотография © А.П. Потапов
ГАЗ-24-02, Москва, ВДНХ, 1974 год
ГАЗ-24-02, Москва, ВДНХ, 1974 год
ГАЗ-24-02, гос. номер «40-15 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «40-15 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «40-15 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «40-15 проба»
ГАЗ-24-02, гос. номер «AAE 973»
ГАЗ-24-02, гос. номер «AAE 973»
ГАЗ-24-02
ГАЗ-24-02

НА СЛУЖБЕ

Большая часть построенных ГАЗ-24-02 поступали в различные ведомства. В данной части нашего повествования рассмотрим специальные модификации ГАЗ-24-02 созданные для различных служб и имеющие спецокраску.

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация «такси», которая получила обозначение ГАЗ-24-04. Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащен дефорсированным двигатели ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешевый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешевая обивка сидений, отсутствовал приемник, были установлены счетчик и зеленый огонек в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали «сараем».

ГАЗ-24-04
ГАЗ-24-04
ГАЗ-24-04, гос. номер «02-65 ММТ», Москва, 1988 год. Фотография © А. Мельников
ГАЗ-24-04, гос. номер «02-65 ММТ», Москва, 1988 год. Фотография © А. Мельников
ГАЗ-24-04
ГАЗ-24-04
ГАЗ-24-04, гос. номер «84-84 ММТ», Москва
ГАЗ-24-04, гос. номер «84-84 ММТ», Москва

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше – светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки – фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу «Скорой медицинской помощи», в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

ГАЗ-24-03
ГАЗ-24-03
ГАЗ-24-03, Москва, ВДНХ
ГАЗ-24-03, Москва, ВДНХ
ГАЗ-24-03 Иваново, 1987 год. Фотография © А. Мельников
ГАЗ-24-03 Иваново, 1987 год. Фотография © А. Мельников
ГАЗ-24-03, гос. номер «14-56 КЭН», Красноярский край
ГАЗ-24-03, гос. номер «14-56 КЭН», Красноярский край
ГАЗ-24-03
ГАЗ-24-03
ГАЗ-24-03
ГАЗ-24-03
ГАЗ-24-03, гос. номер «13-46 МОК», Москва
ГАЗ-24-03, гос. номер «13-46 МОК», Москва

На шасси «Волги» ГАЗ-24-03 Финской компанией «TAMPO» строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Известно, что такие машины эксплуатировались в Ленинграде.

ГАЗ-24-03 TAMPO
ГАЗ-24-03 TAMPO
ГАЗ-24-03 TAMPO
ГАЗ-24-03 TAMPO

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. К сожалению, в милиции большое распространение получил старший брат седан ГАЗ-24.

ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «21-83 ХАА», Харьковская область
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «21-83 ХАА», Харьковская область
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «02-51 ТЛС», Тульская область, 1980-е года. Фотография © Андрей Лыженков
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «02-51 ТЛС», Тульская область, 1980-е года. Фотография © Андрей Лыженков
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год
ГАЗ-24-02 «Милиция», гос. номер «11-91 МНА», художественный фильм «Ночное происшествие», 1980 год

Как писали выше, ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт в братские страны Восточной Европы, где успел послужить в Полиции Чехословакии, для чего был соответственно переоборудован.

ГАЗ-24-02 «VB полиция», Чехословакия, гос. номер «B 12345»
ГАЗ-24-02 «VB полиция», Чехословакия, гос. номер «B 12345»
ГАЗ-24-02 «VB полиция», Чехословакия, гос. номер «B 39516»
ГАЗ-24-02 «VB полиция», Чехословакия, гос. номер «B 39516»

Известно, что ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля.

ГАЗ-24-02 «Пожарная охрана», гос. номер «94-00 ГВМ», Горький
ГАЗ-24-02 «Пожарная охрана», гос. номер «94-00 ГВМ», Горький

Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолетов типа «Эскорт», предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе №408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями «Пальма» и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью «Follow me» на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт», гос. номер «30-69 МКО»
ГАЗ-24-02 «Эскорт», гос. номер «30-69 МКО»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»
ГАЗ-24-02 «Эскорт»

К необычной службе приступила одна из «Волг» в Чехии. Один из ГАЗ-24-02 был переоборудован в дрезину. Создавая дрезину, на Волгу установили дизельный двигатель от Mercedes. Также автомобиль-дрезину оборудовали специальным разворотным устройством, представляющим собой опускающуюся опору, установленную под днищем, строго под центром тяжести машины. В рабочем положении она опускается на рельсы с помощью встроенного домкрата, машина приподнимается над рельсами и разворачивается на 180° вокруг оси домкрата.

Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Чехия. Фотография © Anton Paric
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Чехия. Фотография © Anton Paric
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Чехия. Фотография © Anton Paric
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Чехия. Фотография © Anton Paric
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Чехия. Фотография © Anton Paric
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Чехия. Фотография © Anton Paric

Аналогичная дрезина была создана также в Сербии. Отдельно хочется сказать, что подобные автомобили-дрезины очень популярны в Восточной Европе, большинство их создано на базе отечественных автомобилей ГАЗ-12, ГАЗ-13, ГАЗ-20, ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и других.

Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Сербия, 22 августа 2013 года. Фотография © Денис Федоров
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Сербия, 22 августа 2013 года. Фотография © Денис Федоров
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Сербия, 22 августа 2013 года. Фотография © Денис Федоров
Дрезина на базе ГАЗ-24-02, Сербия, 22 августа 2013 года. Фотография © Денис Федоров

РЕИНКАРНАЦИЯ

Серийный выпуск ГАЗ-3102, который шел на смену ГАЗ-24, непрерывно затягивался из-за возникших трудностях на предприятиях-смежниках ГАЗа, поэтому было принято решение оставить в производстве ГАЗ-24 в массовой модели, но при этом максимально унифицировать с новой моделью ГАЗ-3102. Над модернизацией устаревшей модели работали без энтузиазма. В 1984 году была продемонстрирована модель ГАЗ-24-10. В 1985-1986 годах началось её серийное производство, сочетая элементы от старой ГАЗ-24, которые находились в избытке на ГАЗе. В 1986 году началось производство полноценной рестайлинговой модели ГАЗ-24-10. Универсал на базе ГАЗ-24-10 появился лишь в 1987 году, под индексом ГАЗ-24-12. Его санитарная модификация получила индекс ГАЗ-24-13. Все отличая ГАЗ-24-12 от ГАЗ-24-02 были такими же, как у седана ГАЗ-24-10 от ГАЗ-24.

ГАЗ-24-12
ГАЗ-24-12
ГАЗ-24-12
ГАЗ-24-12
ГАЗ-24-12, гос. номер «58-90 ММК», Москва
ГАЗ-24-12, гос. номер «58-90 ММК», Москва
ГАЗ-24-13
ГАЗ-24-13
ГАЗ-24-13, гос. номер «62-03 ММЕ»
ГАЗ-24-13, гос. номер «62-03 ММЕ»
ГАЗ-24-13, гос. номер «56-95 ЛФ»
ГАЗ-24-13, гос. номер «56-95 ЛФ»

БЕЛЬГИЙКА

ГАЗ-24-02 кроме стран СЭВ, поставлялся на экспорт в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, т.к. ведущий конструктор Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили.

Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80-х годах экспортная Волга ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решеткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая черная решетка была применена на ГАЗ-24-10. В 80-е года был замечен реэкспорт Волг, когда дизельные волги появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали «Бельгийкой». Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом. О наличие в природе экспортных праворульных универсалах автору ничего неизвестно.

ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77
ГАЗ-24-77, гос. номер «17-00 УКК», Куйбышевская область, февраль 1982 года. Фотография © А.П. Потапов
ГАЗ-24-77, гос. номер «17-00 УКК», Куйбышевская область, февраль 1982 года. Фотография © А.П. Потапов

Была попытка создать экспортную модификацию фургона на базе ГАЗ-24-77, которая получила собственное обозначение ГАЗ-24-78. Фургон был построен в единственном экземпляре.

ГАЗ-24-78
ГАЗ-24-78

НОВАЯ ВОЛГА

На смену ГАЗ-24 пришел ГАЗ-3102. Прорабатывался вариант его универсала ГАЗ-31022. В серийное производство он не пошел, дело ограничилось лишь нескольким и опытными образцами. При создании универсала на базе ГАЗ-3102 столкнулись с большой трудностью, т.к. панель пола багажника автомобиля не годилась для создания модификации с кузовом «универсал» из-за того, что бак у ГАЗ-3102 располагался над картером заднего моста – в месте, совершенно неприемлемом для грузопассажирского кузова.

В 90-е годы был создан новый универсал ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-31029 и кузова ГАЗ-24-12. Существует ошибочное мнение, что на модели универсала на базе ГАЗ-3102 были задние фонари от седана ГАЗ-3102. В действительности такие машины были созданы в гаражных мастерских местными Кулибиными. На универсале ГАЗ-31022 независимо от на базе ГАЗ-3102 или ГАЗ-31029 он был создан всегда использовался кузов от ГАЗ-24-12 с задними фонарями от ГАЗ-24. Санитарная модификация была выпущена под индексом ГАЗ-31023.

ГАЗ-31022, гос. номер «12-43 ГВГ»
ГАЗ-31022, гос. номер «12-43 ГВГ»
ГАЗ-31022
ГАЗ-31022
ГАЗ-31022, гос. номер «89-81 ГОД»
ГАЗ-31022, гос. номер «89-81 ГОД»
ГАЗ-31022
ГАЗ-31022
ГАЗ-31022, гос.номер «51-78 СМ»
ГАЗ-31022, гос.номер «51-78 СМ»
ГАЗ-31023, гос.номер «28-95 АТ»
ГАЗ-31023, гос.номер «28-95 АТ»
ГАЗ-31023
ГАЗ-31023

На этом история не заканчивается, была создана аналогичная модификация ГАЗ-310221 на базе ГАЗ-3110, но рассказ о ней выходит за рамки данного поста.

© Юрий Дорошенко

Источники:
1. Сайт
GAZ24.RU
2. Автолегенды СССР №71 – ГАЗ-24-02
3. Автолегенды СССР №35 – ГАЗ-3102
4. Автолегенды СССР №104 – ГАЗ-31029
5. Автолегенды СССР №48 – ГАЗ-24-10
6. Автомобили на службе №15 – ГАЗ-24-03 Скорая Помощь
7. Автомобили на службе №21 – ГАЗ-24-02 Эскорт