Найти тему
О СССР

Мотоциклы "Тула"

Оглавление

Это первый советский внедорожный мотоцикл. «Тула» также стал первым советским мотоциклом, где были применены электростартер, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Двигатель взят от мотороллера «Тулица», рабочий объем 200 см3. В новой модели были ликвидированы многие конструктивные недостатки, на которые жаловались пользователи. Мотоцикл стал легче на 3 кг, максимальная скорость возросла с 85 до 90 км/ч, а мощность — с 12,5 до 13 л.с. Бензобак стал цельным, в то время, как на модели 5.951 бензобаков было два. Применена новая вилка переднего колеса. Внесено множество мелких изменений, повысившие комфорт мотоцикла.

1. ТМЗ 5.952-01 "Вепрь" (1994-1995)

В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов "Вепрь", который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры "Муравей" стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов "Вепрь" было выпущено около 100 штук.

ТМЗ 5.952-01 "Вепрь"
ТМЗ 5.952-01 "Вепрь"

2. ТМЗ 5.951 "Тула" (1984-1990)

Мотоцикл «Тула» — яркий пример того, как инженеры смогли скопировать форму, так и не поняв, для какого содержания она предназначалась. Мотоцикл получился симпатичным, но бестолковым и абсолютно непригодным к эксплуатации. Специально для комплектации ТМЗ 5.951 сделали копию резины низкого давления Bridgestone, у неё ромбическая шашка, выглядящая очень агрессивно. Именно пухлые колёса с хорошо различимыми невооружённым глазом грунтозацепами и заставляют воспринимать мотоцикл внедорожным. Причём визуальный эффект от колёс настолько сильный, что ты не замечаешь клиренса в 125 мм, свойственного чопперам, или низко и широко расположенных водительских подножек. Рабочий ход у передней вилки, взятой от дорожного «ИЖ ПС», 150 мм, у задних амортизаторов так и вообще 80 мм. Надежда была явно на собственные амортизационные свойства высокопрофильных пухлых колёс, но и с ними случилась сложность – каркас получился излишне жёстким, и не особо пружинистым, как мало туда воздуха не качай. Помимо низкой пружинистости, посредственны ещё и сцепные свойства резины. На асфальте развитый рисунок протектора держит плохо – ромбическая шашка «гуляет холодцом» и подгибается в поворотах. А в грязи все пространства между этими ромбиками мгновенно забиваются грунтом.

ТМЗ 5.951 "Тула"
ТМЗ 5.951 "Тула"

На этом кажется все, не забывайте подписываться на канал и ставить лайки (ну пожалуйста).