Это первый советский внедорожный мотоцикл. «Тула» также стал первым советским мотоциклом, где были применены электростартер, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Двигатель взят от мотороллера «Тулица», рабочий объем 200 см3. В новой модели были ликвидированы многие конструктивные недостатки, на которые жаловались пользователи. Мотоцикл стал легче на 3 кг, максимальная скорость возросла с 85 до 90 км/ч, а мощность — с 12,5 до 13 л.с. Бензобак стал цельным, в то время, как на модели 5.951 бензобаков было два. Применена новая вилка переднего колеса. Внесено множество мелких изменений, повысившие комфорт мотоцикла.
1. ТМЗ 5.952-01 "Вепрь" (1994-1995)
В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов "Вепрь", который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры "Муравей" стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов "Вепрь" было выпущено около 100 штук.
2. ТМЗ 5.951 "Тула" (1984-1990)
Мотоцикл «Тула» — яркий пример того, как инженеры смогли скопировать форму, так и не поняв, для какого содержания она предназначалась. Мотоцикл получился симпатичным, но бестолковым и абсолютно непригодным к эксплуатации. Специально для комплектации ТМЗ 5.951 сделали копию резины низкого давления Bridgestone, у неё ромбическая шашка, выглядящая очень агрессивно. Именно пухлые колёса с хорошо различимыми невооружённым глазом грунтозацепами и заставляют воспринимать мотоцикл внедорожным. Причём визуальный эффект от колёс настолько сильный, что ты не замечаешь клиренса в 125 мм, свойственного чопперам, или низко и широко расположенных водительских подножек. Рабочий ход у передней вилки, взятой от дорожного «ИЖ ПС», 150 мм, у задних амортизаторов так и вообще 80 мм. Надежда была явно на собственные амортизационные свойства высокопрофильных пухлых колёс, но и с ними случилась сложность – каркас получился излишне жёстким, и не особо пружинистым, как мало туда воздуха не качай. Помимо низкой пружинистости, посредственны ещё и сцепные свойства резины. На асфальте развитый рисунок протектора держит плохо – ромбическая шашка «гуляет холодцом» и подгибается в поворотах. А в грязи все пространства между этими ромбиками мгновенно забиваются грунтом.
На этом кажется все, не забывайте подписываться на канал и ставить лайки (ну пожалуйста).