Найти в Дзене
trapatrapapom

Церковный раскол и его феномен

Раскол - слово образованное от исходного расколоть, значение которого согласно толковому словарю Кузнецова, означает - рассечь, расщепить или раздробить на части ударами или ударом чего-либо. В XVII веке Россия - молодое государство, которое ещё несколько десятилетий назад переживало события тяжёлых, кровопролитных, голодных лет периода Смутного времени.
Впереди ещё долгий путь становления, но в
Раскол - слово образованное от исходного расколоть, значение которого согласно толковому словарю Кузнецова, означает - рассечь, расщепить или раздробить на части ударами или ударом чего-либо. В XVII веке Россия - молодое государство, которое ещё несколько десятилетий назад переживало события тяжёлых, кровопролитных, голодных лет периода Смутного времени.

Впереди ещё долгий путь становления, но в течение этого витиеватого маршрута будет встречаться большое количество трудностей: бунты, войны, заговоры, неурожайные годы, государственные перевороты, непринятие народом реформ и революция.

Сегодня, нам предстоит разобраться в феномене сложного социально-духовного кризиса, возникшего в результате проведения реформы патриархом Никона, которую поддержал царь Алексей Михайлович. В годы правления царя Алексея Михайловича страна переживала большое количество потрясений, которые касались не только политической, но и духовной сферы жизни общества. В XVII веке произошло самое большое и трагическое изменение в духовной сфере общества - это церковный раскол, который разделил православных верующих на староверов и никониан. Для осознания этого процесса надо понять причины, ход событий и историческое значение явления.

Русская православная церковь традиционно считается культурообразующей конфессией в России и претендует на особую роль в нашем государстве [Алексеев 2012]. Религия в политической жизни Руси играла важную роль с самых древних времён, выявить её особое положение можно на примере многих процессов. Первый, о котором необходимо сказать - объединение русских земель во время политической зависимости Руси от Золотой Орды. Особый мир, пронизанный религией, был неотъемлемой частью русского общества. Ценности православия, философия социального равенства стали базисом к формированию общественных идеалов Московского государства. [Абеленцева 2002:4]Постепенно роль религии возрастает, и в период XVI – XVIII веков, церковь становится мощным землевладельцем, что становится причиной некоторого дисбаланса духовной власти церкви и светской власти царя. В правление Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) особо остро встал вопрос о соотношении власти царя и патриарха. В Соборном уложении 1649 года регламентировалась ответственность за выступления против церкви, но в тоже время принимались меры по ограничению её богатства и влияния, своеобразная система сдержек и противовесов власти церкви. Конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, можно сказать, произошёл из-за проявления возросшей силы самодержавной власти. Никон отличался огромным властолюбием. Он начал проводить церковную реформу. Цели реформы состояли прежде всего в укреплении власти церкви, наведении «порядка» в ней и искоренении «многогласия» на службах. Также, одной из целей реформы была унификация церковных обрядов, богослужебных книг, канонов иконописания. Но реформа несла в себе и внешнеполитические цели – усиление церковных связей, которые бы привели кукреплению политических связей с южнославянскими православными народами. Россия стремилась покровительствовать этим странам, которые были захвачены Турцией. Не смотря на разногласия среди церковных кругов, боярской аристократии и простого населения, реформа была принята на церковном Соборе 1654 года.

Никон играл большую роль в жизни государства, во время своего отсутствия Царь оставлял на нём управление государством. Никон фактически руководил государством[Алексеев 2012]. Делал он это, кстати, не в пользу своего положения, он игнорировал и оскорблял бояр. Апогеем дружбы царя и патриарха стало открытое требование патриарха о возвышении церкви над светской властью.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

 Царь, Алексей Михайлович, укрепив свои позиции на престоле не смог терпеть такого рода «выходки» от человека, которого он считал своим близким другом и соратником. Это послужило причиной их разрыва. В 1658 году царь перестал появляться на службах Никона и через своего боярина запретил ему пользоваться титулом «государя». Никон в надежде на то, что государь осознает свои ошибки, демонстративно удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, ожидая, что его позовут обратно. Но произошло иначе. В 1660 году Московский церковный собор лишил Никона сана патриарха. А уже в 1666 году по инициативе царя в Москве был созван церковный собор «вселенских патриархов», осудивший Никона. Бывший патриарх был низведён до простого монаха и сослан в монастырь.

Таким образом, победа царя в конфликте с Никоном знаменовала укрепление российского самодержавия. Церковный собор 1666 – 1667 годов утвердил реформу и положил начала расколу Русской православной церкви. Старообрядчество стало массовым движением, охватившим значительные слои населения. Это движение проявлялось в различных формах: открытых восстаниях, неподчинении властям и массовое бегство за учителями раскола в Сибири, на север, открывая там свои скиты. Одинаково жёстко действовали в преследовании старообрядцев, и светская власть, и официальная русская церковь. Разлад в отношениях институтов царской власти и духовной власти патриарха привёл к тому, что последний патриарх XVII века Адриан был фактически исключён из политической жизни страны.

Наиболее активно против позиции Никона выступал протопоп Аввакум Петров. В 1651 году Аввакум состоял в кружке ревнителей благочестия. Цель данного кружка заключалась в реформировании церковной и светской жизни в России. Но после того как Никон стал патриархом, данный кружок распался. В историческом процессе противостояние между Никоном и Аввакумом сложилась не потому, что Аввакум был принципиально против церковных реформ, а потому, что протопоп Аввакум выступал за исправление церковных книг на основе древнерусских православных рукописей. Аввакум активно и открыто выступал против позиции Никона и даже писал об этом в челобитной Алексею Михайловичу. Это при том, что в тот момент патриарх и царь ещё оставались близкими друзьями и единомышленниками.

Раскол - сложное социально-религиозное движение. Участниками данного процесса стали представители «старой веры», члены различных сект и еретических течений. Сложность и противоречивость данного исторического процесса проявилась в восстании в Соловецком монастыре 1666-1667 гг., которое началось как выступление сторонников «старой церкви». Но главным были жестокие методы подавления восставших, которые церковь требовала от светской власти. Начались репрессии, выразившиеся в ссылках идеологов раскола, которые отказались от примирения с официальной церковью на Церковном соборе 1666 года, среди которых были протопопы Аввакум и Лазарь, дьякон Фёдор и другие. Они были сосланы и содержались в тюрьме Пустоозёрска. За ссылками последовали казни, оставшихся в живых участников Соловецкого восстания. Настоль суровом наказании настоял патриарх Иоаким.

Движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель в России в единое государство. С другой стороны раскол показал стойкость, мужество, обширный круг населения в отстаивании своих взглядов, веры. Историческое значение данного процесса проявилось менее чем через 50 лет. После смерти патриарха Адриана, Пётр I для временного правления церкви назначил рязанского митрополита Стефана Яворского. А в 1721 году Пётр I учредил Святейший Синод, членов которого назначал сам царь. Таким образом, духовная власть становилась подконтрольна светской.

Итак, следует отметить, церковь в XVI веке была одним из наиболее из наиболее крупных землевладельцем, из чего вытекают причины всех взаимоотношений между светской властью с духовной. Церковь пыталась добиться руководящего влияния на государственную власть. Церковь была государством в государстве, обладавшим огромным богатством и собственным административным аппаратом, включая патриарший суд. В конце XVI века ей принадлежала треть земельных владений в России. 

Процесс усиления государственной власти выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть с малым источников дохода и большим количеством расходов с завистью смотрела на «богатую» церковь. Процесс ограничения церковного влияния на политическую жизнь государства начался ещё в середине XVI века, а при Алексее Михайловиче этот процесс приобрёл характер настоящей борьбы. Пётр I положил конец вмешательству церкви в государственные дела, создав подконтрольный ему орган церковного правления – Синод. На этом закончился процесс ограничения церковной власти.

Указ Петра I об учреждении Синода от 9 февраля 1721 года
Указ Петра I об учреждении Синода от 9 февраля 1721 года