Ранее была представлено сравнение корабля проекта 11540 «Ястреб» с перспективными отечественными проектами, разработанными примерно в тот же период, а также с его зарубежными «одноклассниками».
Материал вызвал достаточно активное обсуждение, многие высказывали свое мнение (причем не только по данному проекту, но и по адресу автора данной статьи, но это не беда), причем иногда не всегда мягкое и обоснованное. Пусть это останется на совести и на аккаунте этих «комментаторов». Мы не за «единственно правильный путь партии», а за доброжелательное и уважительное обсуждение, однако никого не собираемся перевоспитывать или в чем то разубеждать.
В данном материале нам бы хотелось закончить цикл посвященный разбору проекта 11540 «Ястреб» и его нелегкой судьбе. Мы будем опираться на материалы, подготовленные капитаном 1 ранга, кандидатом военных наук, профессором В.П.Кузиным и научным сотрудником ЦНИИ ВК МО РФ Д.Ю.Литинским, опубликованные более двадцати лет назад в журнале «Тайфун» (1/1997). Эти авторы уже давно заслужили свой авторитет и признание в сфере морской науки и истории кораблестроения. И сейчас рассмотрим несколько аспектов, которые могли бы более широко представить рассматриваемый проект.
В предыдущей статье сознательно не были рассмотрены более современные корабли и их тактико-технические элементы, такие, например, как английский «Норфолк» («тип 23»), германский «Бранденбург» или французский «Лафайет» - по простой и очевидной причине: в период работы над пр.11540 о них ничего еще не было известно. Но сейчас мы уже обладаем «послезнанием» и можем примерно представить соотношение сил.
Рискнем теперь еще раз кратко сопоставить элементы «Ястреба» с элементами новейших фрегатов зарубежных ВМС, проектирование которых началось значительно позже создания нашего корабля.
В качестве объектов для сравнения были выбраны перспективные на начало ХХI века представители класса «фрегат», которые могли составить основу ВМС зарубежных стран (и конкуренцию нашему «Ястребу» если бы он был построен большой серией), а именно: «Норфолк» (Великобритания), «Бранденбург» (Германия), «Лафайет» (Франция), «Карел Доорман» (Нидерланды), «Альваро де Базан» (Испания), «Барбаросса» (Турция), «Луй Ху»(Китай), KDX2000 (Ю.Корея), «Гидра» МЕКО360 (Греция), МЕКО200 ANZ (Австралия, Н.Зеландия). Для удобства их ТТХ мы, как и прежде, объединили в две таблицы.
Сразу необходимо сказать, что в таблице нет американских, канадских, итальянских и японских кораблей, дело в том, что в планах военного кораблестроения первых трех стран на рассматриваемый период строительство кораблей класса «фрегат» не предусматривалось. Что касается Японии, то они приступили к постройке фрегатов нового типа, которые классифицируют как эсминцы (ох уж эти японцы,))). По большому счету они и «Хацуюки», который мы рассматривали в прошлой статье как фрегат, считают эсминцем, как и его последователей «Асагири», но это их дело.
Анализ представленной таблицы показывает, что фрегаты нового поколения в качественном отношении несущественно отличаются от предшественников.
Заметна тенденция к сдерживанию или уменьшению водоизмещения у иностранных кораблей, соответственно СКР пр.11540 со своими 4250 тоннами входит в тройку «самых больших» фрегатов (вместе с немецким «Бранденбургом» и испанским «А.Базаном»). Среди кораблей, представленных в списке увеличилась доля фрегатов имеющих на своем борту дизеля. Вообще стандартным типом ГЭУ становиться дизель-газотурбинная установка (заменяющая ГГТУ), что в отдельных случаях позволяет увеличить дальность плавания. Как видим, у российского фрегата этот показатель самый низкий. В прошлых обсуждениях отмечали, что «для более частой заправки требуются базы», которых не много у российского флота за рубежом. С таким замечанием нельзя не согласиться, хотя для таких целей есть транспорты снабжения и оборудования для дозаправки топливом на ходу в море, как бы то ни было, но времена угольной погрузки «a-lя» «эскадра Рожественского» уже прошли, причем давно. В тоже время, разумеется – большая дальность плавания это хорошо, но ничего не дается бесплатно. Кстати, особый интерес вызывает дизель-газо-турбоэлектрическая ЭУ английского фрегат «типа 23», позволяющая резко улучшить этот элемент.
Обращает внимание и различная численность экипажей кораблей, которая со временем незначительно уменьшается. Так, численность экипажа на британском фрегате «Норфолк уменьшилась на 65 человек в сравнении с «Корнуоллом», на французском «Лафайете» - на 61 человек в сравнении с «Жорж Леги», на нидерландском «Карел Доормане» - на 39 человек. И если ранее «Ястреб» с численностью экипажа в 210 человек выглядел как «равный», то с новыми кораблями его экипаж можно назвать «многочисленным». Возникает вопрос, может все дело в низком уровне автоматизации систем и оборудования?
Анализ следующей таблицы позволяет сделать вывод, что оружие (не вооружение, а именно оружие) почти не меняется. Все те же ПКРК «Гарпун» и «Эзосет», «Си Спарроу» и «Си вулф». В.П.Кузин и Д.Ю.Литвинский отметили лишь рост главного калибра АУ и почти массовый переход на фиксированные ПУ вертикального старта ЗУР, что в нашем флоте было осуществлено гораздо ранее. Не показывает ли данная тенденция новый поворот к классических орудиям?
Наибольшие изменения видны во внешнем облике перспективных (на начало ХХI века) зарубежных кораблей – активно происходят изменения в архитектуре, особенно связанные с технологией «Стеллс» (наиболее характерные представители такого подхода – британский «Норфолк» и французский «Лафайетт»).
Так же более широко стала внедряеться надводная конструктивная защита, в основном с применением бронепластиков типа «Кевлар». Совершенствуется радиоэлектронное вооружение, особенно гидроакустическое: широкое распространение на кораблях получили инфразвуковые шумопеленгаторные гидроакустические станции (ГАС) с гибкими буксируемыми протяженными антеннами (кабельного типа). Следует заметить, что и на СКР пр.11540 предусматривалось размещение подобной ГАС типа «Кентавр СК», однако разработка последней была застопорена начавшимися еще период «ускорения» развалом ВПК», и корабль пришлось вооружить обычной буксируемой станцией, входящей в состав комплекса «Звезда M1».
На этом фоне СКР «Ястреб» сохраняет почти все свои достоинства и преимущества даже без обозначенного в таблице перевооружения (ПКР «Оникс», 130-мм АУ). Единственным, пожалуй, «досадным» элементом является дальность плавания в современном сравнении уже существенно меньшая, что уже отмечалось.
ПКР «Оникс» - советская/российская сверхзвуковая универсальная противокорабельная ракета среднего радиуса действия, предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Кроме того, может применяться и против наземных целей, при этом дальность поражения цели может быть увеличена.
Длина ПКР – 8 м, длина ТПС с ракетой– 8,9 м, масса ракеты – 3000 кг, максимальная скорость – 750 м/с (на высоте – М=2,6; у земли – М=2); дальность П-800 «Оникс» - до 600 км; масса БЧ – 300 кг. Система наведения – инерциальная+радиовысотомер/активно-пассивная РЛГСН.
В итоге, можно согласиться с авторами и отметить, что сторожевой корабль типа «Ястреб» проекта 11540, созданный трудом и усилиями отечественных ученых, конструкторов, инженеров, военных моряков, имел значительный потенциал и все основания стать не рядовым кораблем Российского флота XXI века. Мог, но не стал – перестройка государства никогда благотворно не отражалась на кораблестроении, что и было продемонстрировано в 90-е годы ХХ века. В итоге мы получили то, что получили.
Источники: Сторожевые корабли типа «Ястреб» проекта 11540. История создания. Часть 1, 2. Авторы: Капитан 1 ранга, кандидат военных наук, профессор В.П.Кузин. Научный сотрудник ЦНИИ ВК МО РФ Д.Ю.Литинский (Альманах «Тайфун» №2 / 1996 г., №1 / 1997 г. )
Спасибо, что до конца прочитали данный материал, мы ранее обещали представить оценку данного корабля с точки зрения зарубежных оппонентов - мы это сделали. Мы не ставим целью открыть что то новое, предать критике или восхвалению те или иные процессы в стране и образцы вооружения - просто надо помнить, что мы имели, что могли создать, и что не смогли сохранить.