У Татьяны Лариной был реальный прототип
Впрочем, реальная судьба Натальи Апухтиной, с которой Пушкин писал Татьяну, оказалась куда более захватывающей и драматичной, чем в этом стихотворном романе. Уже один тот факт, что она дважды добровольно отправлялась в Сибирь к любимому, говорит о многом. Признаться, я просто понять не могу, почему имя этой женщины настолько мало известно широкой публике.
В молодости провинциальная деревенская девушка Наталья Дмитриевна, подобно Татьяне, увлеклась неким заезжим бонвиваном, однако тот отверг её чувства – поступив, в общем-то, на мой взгляд, довольно благородно. Потом она оказалась в Москве, где вышла замуж за героя войны 1812 года генерала Михаила Фонвизина (племянника знаменитого автора «Недоросля»). Здесь на её пути вновь появился всё тот же бонвиван, который, воспылав страстью к знатной даме, попытался за ней приударить, однако получил решительный отказ («Я другому отдана…»).
По «делу 14 декабря» Фонвизин оказался в ссылке. Наталья Дмитриевна отправилась за ним в Сибирь. К слову, когда мы говорим о «русских женщинах – декабристках», как-то упускаем такой факт: к мужьям за Урал отправились только одиннадцать представительниц прекрасного пола, причём, двое из которых были француженками.
В 1853 году чете Фонвизиных «высочайше» разрешили вернуться. Однако Михаил Александрович вскоре умер.
Между тем, у вдовы завязалась переписка с другим известным декабристом, другом Пушкина Иваном Пущиным, который, как только теперь она узнала, был в нее влюблен еще с 1823 года. И Наталья Дмитриевна вторично отправляется в Сибирь – душа её осталась там, где прошла почти вся сознательная жизнь.
К слову, недавно вычитал в одной книге… Оказывается, в той части российского общества, которую принято называть «светом», в те времена сосланных на каторгу декабристов называли «каторзники», с ударением на «о». Суть каламбура состоит в том, что по-французски «четырнадцать» звучит как «каторз», а восстание произошло как раз 14 декабря; даже Николай участников выступления называл «мои друзья от 14 декабря». По большому счёту, данное слово точнее отражает суть наказания, так как понятие «каторга» происходит от древнегреческого «каторган», как называли команду гребцов-рабов на галере…
Но вернёмся к Наталье Апухтиной-Фонвизиной.
Надо ж такому случиться: она прибыла в Ялуторовск, место ссылки Ивана Ивановича, одновременно с амнистией, которую объявил вступивший на престол Александр II – он кругом зарекомендовал себя как Освободитель. Пущин с Апухтиной вернулись в европейскую Россию, однако совместной жизни судьба им отпустила совсем ничего. Наталья Дмитриевна скоро вновь овдовела, пережив и второго мужа.
Она и похоронила их рядом, в подмосковных Бронницах – судя по всему, каждого из них она искренне любила…
Дважды декабристка Наталья Дмитриевна окончила свой жизненный путь 9 октября 1869 года.