Тюрки не являлись монолитным народом, вышедшим из одной этнической общности. Правящий род Ашина не являлся коренным тюркским и имел собственную идеологию, отличную от народных масс.
Представления о вероисповедании тюрков основываются на китайских летописях, которые весьма разнятся в определении доминирующего вероисповедания тюрков.
Основными культами тюрков являлись:
- Культ Солнца
- Культ предков
- Вера в Тенгри (вечного синего неба)
- Культ Горы
- Вера в духов природы
Такие разные верования говорят о том, что наряду с типичными верованиями в единого бога Тенгри и духов природы (анимизм) существовали типично местные культы Солнца, предков и географические (скорее всего культа горы Белухи, который до сих пор есть у алтайцев).
Все это четко показывает разную этническую наполняемость первотюркских племен. Они стояли на разных этапах общественного развития и их верования хорошо отражали их неоднородность.
При этом горячие тюркские хлопцы также активно перемещались по белу свету, где узнавали о других идеологиях и верованиях - от буддизма до христианства. В основном это были воины тюркского кагана, которые воевали по всей ойкумене.
Но в массе своей тюрки поклонялись своим культам. Это вера в Тенгри как персонифицированное божество и вера в Солнце, как природный объект, приносящий свет на Землю. Простой народ (кара-бутун) проводил единый обряд поклонения этим культам. Он был един для всех тюрков.
В то же время у каждого рода был свой тотем из числа духов природы. То есть животных и часто воды, земли или отдельной горы. Ему поклонялись уже только родом. И здесь для того, чтобы наладить связь с этим духом нужен был свой родовой шаман (кама).
Но это все культы простонародья. А вот у рода Ашина был свой культ, который не имеет аналогов среди тюрков. Это вера в духов предков.
То есть Ашина обладали исторической памятью о своем прошлом.
Своим предкам тюрки поклонялись отдельно от народа в пещерах, где скорее всего изображались портреты пращуров. На обряды кроме Ашина никто не допускался. Поэтому конкретных персонажей из этого культа (кроме образа волчицы, вскормившей мальчика) в истории не сохранилось.
Священного поклонения конечно удостаивались не все предки, как у современных казахов (Жеты ата - 7 предков), а только имевшие героическую историю.
Таким образом, у тюркутов было две религии:
Одна, это вера в духов предков у правящего рода Ашина и вторая - анимистическая (в духов природы) у простого народа (кара-будун). Но Ашина, чтобы обьединить эти два течения смогли найти выход в образе Тенгри, который стал объединительным божеством для всех. Для этого главным священником культа Тенгри являлся сам каган.