Найти тему
История и культура Евразии

Религия в Тюркском каганате - одна или несколько?

Оглавление

Тюрки не являлись монолитным народом, вышедшим из одной этнической общности. Правящий род Ашина не являлся коренным тюркским и имел собственную идеологию, отличную от народных масс.

Представления о вероисповедании тюрков основываются на китайских летописях, которые весьма разнятся в определении доминирующего вероисповедания тюрков.

Основными культами тюрков являлись:

  1. Культ Солнца
  2. Культ предков
  3. Вера в Тенгри (вечного синего неба)
  4. Культ Горы
  5. Вера в духов природы

Такие разные верования говорят о том, что наряду с типичными верованиями в единого бога Тенгри и духов природы (анимизм) существовали типично местные культы Солнца, предков и географические (скорее всего культа горы Белухи, который до сих пор есть у алтайцев).

Изображение Тенгри
Изображение Тенгри

Все это четко показывает разную этническую наполняемость первотюркских племен. Они стояли на разных этапах общественного развития и их верования хорошо отражали их неоднородность.

При этом горячие тюркские хлопцы также активно перемещались по белу свету, где узнавали о других идеологиях и верованиях - от буддизма до христианства. В основном это были воины тюркского кагана, которые воевали по всей ойкумене.

Но в массе своей тюрки поклонялись своим культам. Это вера в Тенгри как персонифицированное божество и вера в Солнце, как природный объект, приносящий свет на Землю. Простой народ (кара-бутун) проводил единый обряд поклонения этим культам. Он был един для всех тюрков.

В то же время у каждого рода был свой тотем из числа духов природы. То есть животных и часто воды, земли или отдельной горы. Ему поклонялись уже только родом. И здесь для того, чтобы наладить связь с этим духом нужен был свой родовой шаман (кама).

-3

Но это все культы простонародья. А вот у рода Ашина был свой культ, который не имеет аналогов среди тюрков. Это вера в духов предков.

То есть Ашина обладали исторической памятью о своем прошлом.

Своим предкам тюрки поклонялись отдельно от народа в пещерах, где скорее всего изображались портреты пращуров. На обряды кроме Ашина никто не допускался. Поэтому конкретных персонажей из этого культа (кроме образа волчицы, вскормившей мальчика) в истории не сохранилось.

Священного поклонения конечно удостаивались не все предки, как у современных казахов (Жеты ата - 7 предков), а только имевшие героическую историю.

Таким образом, у тюркутов было две религии:

Одна, это вера в духов предков у правящего рода Ашина и вторая - анимистическая (в духов природы) у простого народа (кара-будун). Но Ашина, чтобы обьединить эти два течения смогли найти выход в образе Тенгри, который стал объединительным божеством для всех. Для этого главным священником культа Тенгри являлся сам каган.

Такое удачное сочетание позволило тенгрианству надолго стать объединяющей религией для всех тюрков. Его отголоски сохранились до сих пор и в настоящее время даже предпринимаются попытки возрождения тенгрианства.