Надо сказать, что данное произведение попало в мою библиотеку совершено случайно, когда я бродила по букинистам с идеей найти книгу Яна Гийу. Но увидев томик Лиона Фейхтвангера, который я еще не читала, конечно же не смогла пройти мимо.
Лион Фейхтвангер - прекрасный немецкий писатель-драматург, в чьих произведения, в основном исторических романах, затрагиваются острейшие социальные проблемы. Одним из таких романов и является "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо". Произведение, как нетрудно догадаться, посвящено французскому писателю и философу эпохи Просвещения Жан-Жаку Руссо. Жан-Жак старался понять причину социального неравенства и разобраться, имеет ли право на существование договорной метод создания государственности. Руссо предложил народу самому принимать закон, осуществляя тем самым контроль над поведением властей. Именно благодаря Руссо был создан референдум, были сокращены сроки полномочий депутатов, введён обязательный мандат и народная законодательная инициатива.
В книге "Мудрость чудака" мы встречаемся уже с довольно немолодым Руссо, ищущим пристанище для последних своих дней. Гонимый политиками и обожаемый молодежью он приезжает в загородную резиденцию Шато д’Эрменонвиль, где в его честь устраивают концерты, строят парк, в котором по его просьбе и был похоронен. Мы узнаем Жан-Жака не как философа, а как преданного мужа, никудышного отца (вряд ли можно по другому назвать человека, отдавшего пятерых детей в воспитательный дом по причине того, что они могут мешать заниматься делом, которое он любил), учтивого гостя и просто человека со своими чувствами и увлечениями. И на этом заканчивается первая условная треть романа - "мудрость чудака".
Вторая треть "смерть Жан-Жака" показывает неприглядную сторону его жены, тещи и, вообще, практически всех окружающих философа людей. Смерть Руссо разрывает общество количеством сплетен вокруг нее.
Последняя треть "преображение Руссо" ужасает картинами Великой французской революции, в угоду которой извращаются идеи философа. С его именем связывают не миролюбивую философию, а беспрестанно работающую гильотину, рубящую головы в его честь. Заканчивается же книга картинами перезахоронения Жан-Жака Руссо из парка, где он провел остаток жизни и который искренне любил, в пантеоне в Париже.
Откровенно скажу, мне были противны практически все герои этого романа. Жан-Жак, который говорит одно, а делает другое. Его семья, состоящая из глупой жены и максимально меркантильной тещи. Его окружение, слепо преклоняющихся в юношеском максимализме людей. Революционеры, устроившие кровавую революцию, и начавшие грызть глотки друг другу.
Абсолютно каждый герой вызвал чувство брезгливости, но сам роман вызвал чувство восхищения. Может я и предвзята в своей любви к Лиону Фейхтвангеру, но искренне рекомендую к прочтению.
Буду рада обсудить в комментариях.
Также ссылка на профиль в Instagram, где публикуются более короткие версии статей: