В данной статье речь пойдет о путевой машине ВПРС-500. Она представляет собой универсальную железнодорожную самоходную машину цикличного действия, рама которой опирается на две двухосные тележки: переднюю – тяговую и заднюю – бегунковую.
Машина ВПРС-500 выпускалась с 1978 года Кировским машиностроительным заводом им. 1-го мая по лицензии австрийской фирмы Plasser&Theurer. Машина предназначена предназначена для механизированной выправки стрелочных переводов и железнодорожного пути в продольном и поперечном профиле, подбивки балласта под шпалами, уплотнения балласта у торцов шпал и рихтовки пути в плане при всех видах ремонта и содержания пути, а так же при прокладке пути, уложенном на деревянных или железобетонных шпалах. При этом основное назначение машины именно работа со стрелочными переводами, для выправки пути существует машина ВПРС-1200. Машина ВПРС-500 вне стрелочных переводов будет иметь меньшую производительность, нежели ВПРС-1200. Но в случае применения ее в трамвайных хозяйствах это не критично.
На раме машины смонтированы силовая установка и рабочие органы, включающие подбивочные балки, уплотнители балласта, подъемно-рихтовачное устройство и другое оборудование. Машина имеет две кабины: водителя и оператора.
Массового применения в трамвайных хозяйствах страна машина ВПРС-500, изначально предназначенная для железных дорог не получила. Всего 4 единицы данной техники поступили в трамвайные хозяйства двух городов бывшего СССР. Данные машины работали в города Харьков и до сих пор в строю в Санкт-Петербурге.
В Харькове было две машины ВПРС-500-205 с бортовым номером 19542059 1987 года постройки и ВПРС-500-236 с бортовым номером 19542364 1988 года постройки. Первая машина была списана в 2012 году, вторая в начале 2000-х годов. Соответственно данная техника в трамвайном хозяйстве Харькова уже выведена из эксплуатации.
В Санкт-Петербурге имеются две машины ВПРС-500-23 и ВПРС-500-164. Первая машина 1979 года выпуска успела поработать на железной дороге в ПЧ-12 Кинель Куйбышевской ж. д., пока в сентября 1987 года ее не передали ленинградским трамвайщикам. Вторая машина 1986 года выпуска поступила в трамвайное хозяйство Санкт-Петербурга новой с завода. В настоящее время обе машины имеют бортовые номера НИК-4, при этом ВПРС-500-23 отставлена от работы. После всех перипетий машины принадлежат ЗАО "НИК".
Особенностью применение машин ВПРС-500 в трамвайных хозяйствах является то, что к месту ремонта их доставляют на специальных платформах, предназначенных для движения по трамвайным путям. Машины разгружают в месте ремонта, где они выполняют свою функцию. а потом вновь увозят на платформе в место стоянки. Это связано с тем, что данная машина предназначена для железных дорог и не имеет возможности проходить кривые на трамвайной сети.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Железнодорожный вагон на службе трамвайщиков
Неизвестная ранее информация в Рунете. Автобус-дирижабль
Трамвай в селе Молочное — быть или не быть?