Дмитрию Коротаеву из Мариинска 43 года. У него ампутировано 2/3 голени, полностью удалена селезенка, нет 1/3 легкого и хроническое прогрессирующее заболевание «наркомания», симптомы которого начали проявляться более 20 лет назад. Уже 7 лет он благополучно живет с этим неизлечимым заболеванием, не употребляя вещества, изменяющие сознание, и работает над собой по одной из самых эффективных в мире программ реабилитации.
- Дмитрий, позвольте узнать хронологию ваших проживаний потери «себя» в прямом смысле этого слова, как вы пережили ампутацию?
Для меня это процесс, который формировался от ненависти к врачам, из-за халатности которых я лишился ноги, мести человеку, ранившему меня ножом и тем же мед. работникам, от непонимания как жить дальше, к тому что я ощущаю сейчас. Чем дольше я жил этими чувствами, тем тяжелее мне было перестроиться к полноценной жизни без ноги и гармонировать с окружающим миром.
«Эта боль — глюк»
Боль… Признание любой стимулирующей боли, будь то боль в мышцах после «трени» на следующий день или же боль простуженного горла, мотивирующая на прием лекарственного сиропа, — это нормально для человека.
Когда я понял, что фантомная боль в той части ноги, которой я лишился, не дает мне ничего полезного, то стал избавляться от нее, как мог. Я скидывая простынь, смотрел на культю и говорил себе: «Посмотри, нечему здесь болеть. Эта боль — глюк». И после этого бил ладонью по месту, где 26 лет была нога. Вставал на костыли и, проводя культей над кроватью, визуализировал реальность этим барьером.
Так день за днем, я очень скоро перестал ощущать эту ненужную для меня боль. Чем дольше я жил этими тяжелыми чувствами, тем сложнее мне было перестроиться к полноценной жизни без ноги.
«Мне хотелось жить не ради наказания виновных в моей личной трагедии, а вопреки всему случившемуся»
Момент принятия трагедии мне помогло пережить чувство мести к человеку, ранившему меня ножом, к врачам, из-за халатности которых я лишился ноги. Меня раздирало от непонимания, как жить дальше. Я ложился и вставал с этим чувством. Ненависть к окружающему миру и обида на его Создателя были сильнее меня, беспощадно сжирая мой организм изнутри. Пропадал сон, аппетит и желание двигаться, следить за своей гигиеной и здоровьем. Не было желания общаться с родными. Не радовали и посещения друзей.
- Как вы жили раньше - чем увлеклись, где работали, почему вели беспорядочный образ жизни, приведший вас к наркотикам?
Я много раз анализировал, что именно стало причиной моего заболевания. И проводя аналогию с любым другим хронологическим заболеванием поначалу предполагал, что этому способствовала череда событий. Это и трагическая потеря отца в шестилетнем возрасте, и балованное воспитание бабушки, влияние улицы и хаоса 90-х. Сегодня я уверен, что основная причина – это чувство нереализованности, с которым я не мог уживаться, поэтому и глушил в веществах, изменяющих сознание.
- Правильно ли я поняла, что полное изменение себя, своих занятий и реабилитация начались именно после потери голени?
Не совсем так, хотя чем дольше я жил с такими чувствами, тем тяжелее мне было перестроиться к полноценной жизни без ноги и гармонировать с миром. Нужно было искать другую мотивацию. Такое отчуждение ко всему у меня было до тех пор, пока однажды друг чуть ли не силком привел меня на костылях на одной ноге на стройку. Там я помогал другим ребятам, как мог: приводил в порядок рабочие инструменты, чистил емкости от строительных смесей, держал детали при монтаже. Весь мой негатив сменился на положительный настрой. Я стал ощущать себя нужным обществу и этому миру. Раз за разом, слыша благодарности от коллег, мне хотелось жить: не ради наказания виновных в моей личной трагедии, а вопреки всему случившемуся. Именно в тот день, так сильно захотелось встать на ноги, чтобы не быть изгоем, сброшенным чей-то рукой со «скалы жизни» в пропасть небытия. Мне захотелось самому «делать» свою жизнь, наполняя ее радостными событиями и положительными чувствами.
- В чем все-таки секрет, что вам удалось выбраться из "прошлой" жизни и начать все с нуля? В желании жить иначе? Или просто случай с ножевым ранением как бы сподвиг на перемены?
Потеря селезенки в пьяной потасовке, еще одно ножевое в ту же ногу и зеркальная язва на почве беспорядочной жизни. Пока в очередной раз не повстречался со смертью и чудом оставшись в живых с проломленной головой. После выписки из больницы согласился на очередное предложение приятеля «отдохнуть от всего» в реабилитационном центре месяц, лето, год и до конца реабилитации, так как с каждым новым трезвым днем и очередным примером выздоровления, ко мне приходило понимание, что можно жить иначе. Глядя на достойное, человеческое поведение консультанта, расписанного зоновскими татуировками, ко мне приходило понимание, что можно жить иначе.
После прохождения программы я уже восьмой год не употребляю никаких веществ, влияющих на сознание и психику.
Каждый день учился жить заново, меняя разрушительную для меня прежнюю модель поведения. Видя достижения бывших реабилитантов–волонтеров, впитывая многое с каждой прочитанной книгой, изливая таким же зависимым свои ощущения и внимая их опыт проживания своих чувств. Именно там я научился бегать и играть в футбол на протезе, освоил фигурную резьбу снежных скульптур, наслаждаясь процессом и зарабатывая деньги. И самое важное, что дала мне реабилитация – это навык наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Ставить невероятно высокие цели и достигать их! Реализовываться в любых своих начинаниях и жить, дыша полной грудью.
- Кто вас поддерживал в новом пути? Кто верил в вас? Или были люди, которые сомневались в ваших новых планах на жизнь?
Все 15 месяцев реабилитации огромную поддержку я ощущал от своих родных, матушки и брата, которые были уверенны, что моя миссия в этом мире заключается не в употреблении и геноциде нации (продажа наркотиков), а в чем-то ином.
- Закончив реабилитацию, как начали развиваться? Почему выбрали обучение именно по рекламе? Почему захотели заниматься именно пилатесом? Можно ли сказать, что первое время вы такой деятельностью хотели максимально полно реабилитировать себя сначала к нормальной жизни, а потом уже быть полезным другим?
«Я «хавал» жизнь взахлеб полным ртом: жалко было тратить время на сон — хотелось успеть наверстать годы забвенья»
Несмотря на предложение сотрудников Центра по реабилитации работать у них консультантом, я решил все же развиваться в другом направлении и получить хотя бы среднетехническое образование. Так как точного понимания, где я мог бы реализовать свои способности не было, я решил поступить на рекламу в Новокузнецкий колледж-интернат для лиц с ОВЗ, и получил профессию специалиста по рекламе.
На тот момент мне казалось, что эта сфера развивается, и в ней множество разнообразных направлений. Во время обучения я использовал, наверное, все предоставляемые колледжем возможности для поиска себя в этой жизни: состоял в патриотическом секторе, являлся секретарем студенческого совета, для развития ораторского искусства играл в театральных постановках в главных ролях. Во время учебы у меня произошло защемление нерва — тогда я стал изучать пилатес, который помогал мне растягивать суставы для улучшения самочувствия. Потом организовал в колледже секцию по этому направлению, а параллельно увлекся еще пауэрлифтингом.
Я участвовал во всевозможных состязаниях и конференция. Я «хавал» жизнь взахлеб полным ртом: жалко было тратить время на сон — хотелось успеть наверстать годы забвенья. Но из-за этого у меня появилась болезнь легких — туберкулома. До сих пор помню обиду на весь мир за то, что из-за этой болезни меня не допустили к Чемпионату Кузбасса по пауэрлифтингу.
Дальше — год «академа», операция, восстановление и терапия. А после — вновь достижение поставленной цели: попасть на соревнования по пауэрлифтингу. Итог — 2 место!
После обучения я прошел курсы тренера по бодибилдингу. Сейчас провожу частные занятия по этому направлению, пилатесу и кроссфиту. Причем тренирую как здоровых людей, так и тех, у кого есть физические ограничения.
-Что именно делали на Абилимпиксе в компетенции "мультимедийная журналистика"?
«Для бывшего «зэка» и наркозависимого— это ошеломляющее событие!»
Участие в конференциях дало свои плоды, и заняв первое место в региональном чемпионате, появилась возможность участвовать в национальном в Москве. В компетенции мультимедийная журналистика необходимо было описать работу любой из 65 компетенций, представленных на чемпионате «Абилимпикс - 2019», взять интервью, записать и смонтировать видео и сделать фоторепортаж.
И хоть я не занял призовое место, эмоции, которые я получил от участия в этом Чемпионате, компенсировали занятое пятое место. Размах мероприятия ошеломляющий - делегации из 85 субъектов Российской Федерации, международные гости, руководители органов исполнительной власти, представители всероссийских организаций инвалидов, организаций–работодателей, производителей оборудования для инвалидов, образовательных и некоммерческих организаций и т.д. В соревновательной программе по 62 основным и 30 презентационным компетенциям принимали участие более 1800 участников, общая численность посетителей Чемпионата - более 10000 человек.
- Какие сложности были первое время, когда учились, осваивали спортивную сферу (была ли тяга к старым привычкам? бывало ли, что хотелось все бросить?)
«Это старая модель поведения, которая приводила меня к неутешительным последствиям от которой я избавляюсь»
Тяга к старым привычкам проявляется как дефекты характера до сих пор, при возникновении трудностей в виде старой модели поведения, которая приводила меня к неутешительным последствиям, от которой я избавляюсь. Благодаря новой модели поведения, основанной на достоинствах моего характера, которую практикую последние 7 лет, я создал аккаунт в инстаграм «Я могу» (ссылка https://www.instagram.com/p/Bm0caIPlS_S/?utm_source=ig_web_copy_link), где рассказываю о инструментах, которые могут помочь и другим людям реабилитироваться после получения травм, увечий и инвалидности.
Для того, чтобы быть полезным обществу, которое меня окружает, внося посильный вклад в этот мир.
- Насколько целостным и счастливым человеком вы сейчас себя ощущаете? есть ли у вас семья, дети? В Инстаграме вы писали, что добились расположения девушки, к которой опасались подойти раньше. Она до сих пор есть в вашей жизни?
«Жизнь скоротечна, а недовольство, лишь мотивирует меня к новым целям: к созданию крепкой семьи, реализации в профессиональном плане, в продвижении к мечте»
В данный момент я недоволен, что не получается оставить после себя что-то еще, кроме опыта. А жизнь скоротечна. Но это недовольство лишь мотивирует меня к новым целям: к созданию крепкой семьи, реализации в профессиональном плане, в продвижении к мечте.
Моя жизнь без партнера в данный момент мотивирует меня на поиски настоящей любви в которой есть симпатия, дружба, искренность и взаимность, забота и ответственность, уважение. Если же нет хоть одной из этих составляющих, это не любовь, а наваждение, которое длится не долго. С упомянутой девушкой не было искренности и взаимности. Возможно сентиментальность, лишь оправдание моей безответственности в этом плане, но без взаимной любви не рождаются дети, поэтому у меня нет детей.
Сейчас я живу в Мариинске. Занимаюсь в тренажерном зале, веду спортивную рубрику в местной газете.
И я так о многом мечтаю! О домике в Горной Шории. О большой и сплоченной семье. Хочу освоить игру в следж-хоккей. О занятии, приносящем стабильный доход, или о горшочке с николаевскими медяками… А если серьезно, то кроме любимого дела и женщины мне ничего и не нужно: остальное все эти составляющие помогут мне сотворить любую мечту!
«Принять это как должное и приспособиться к жизни на протезе — в силах»
В мире много вещей, которые лично мне не подвластны: природные катаклизмы, скачки валюты по отношению к деньгам в моем кошельке или темп роста щетины на моем лице. Как я бы ни злился, я все равно принимаю это все и беру с собой зонт, меняю валюту в обменном пункте и каждое утро стою у зеркала со станком для бриться.
«Привычные вещи!», — скажете вы. И будете правы. Хотя я немного о другом. Я о том, что человеческая особь стоит на иерархической лестнице среди всех живых существ на самой верхней ступени. И во многом благодаря том, что обладает навыком, приспосабливаться к окружающему миру быстрее других.
И если последствия трагедии — потеря ноги — я уже не мог изменить, то принять это как должное и приспособиться к жизни на протезе — в силах.
В силах переквалифицироваться на другой род деятельности, уважать, любить себя и еще больше ценить, радуясь жизни. В этом мне помогло принятие.
Принимая свою особенность, я могу превратить ее для себя в пользу!
© Дмитрий Коротаев