«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши»!
Испокон веков люди привыкли видеть в муравьях символ трудолюбия. Маленький исполнительный народец участвует во множестве поучительных произведений. Мгновенно на ум приходит знаменитая басня о трудолюбии муравья и легкомысленности певуньи/певца/бездельника.
Этот сюжет берёт истоки в античности — из басни Эзопа. А живёт и здравствует история по сей день, во многом благодаря французскому поэту Лафонтену («Цикада и Муравей») и русскому баснописцу Крылову («Стрекоза и Муравей»).
Нельзя не отметить, что к популярному сюжету обращались и другие авторы. Также с муравьями связан один любопытный древний миф, который мы и хотим сейчас вам рассказать.
***
Эак и мирмидоняне
Ревность к сопернице
Молва о красоте Эгины, дочери речного бога Асопа, однажды донеслась до Зевса. Как многим известно, Громовержец любил собственолично проверять подобные слухи. А в последующем заключать краткосрочные союзы с прекрасными дамами.
Эгина не стала исключением из правил. Зевс периодически к ней заглядывал по ночам. Гера, законная супруга Громовержца, в каждой его новой пассии видела соперницу.
Опасаясь ревностного гнева супруги, Зевс спрятал Эгину на острове Ойнона. Там они провстречались какое-то время. Именно там в их союзе родился сын — Эак. Остров же позднее стал называться именем Эгины.
Единственный человек на огромном острове
Согласно с самой древней версией мифа, Эак оказался один-одинешёнек — единственным человеком на острове. Мало кто сумеет так жить и радоваться жизнь. Зевс это понимал, поэтому помог сыну.
Громовержец превратил муравьёв, коих было бесчисленное множество, в людей. Так на свет появился народ, именованный мирмидонцами (прим. мирмидоняне; от μύρμηξ «муравей»). Эак стал ими править, прослыв самым благочестивым из всех людей.
Ужасные последствия измены
Согласно с поздней версией мифа, события после рождения Эака развивались куда более трагичным образом. Как можно догадаться — не обошлось без участия Геры.
Эак был отнюдь не одинок на острове, названном в честь Эгины. Но всех обитателей постигло возмездие Геры, как только она обо всём прознала. Разгневали её: и измена, и рождение Эака, и весь остров, названный именем соперницы.
Наслала Гера на Эгину мор, который погубил практически всех жителей. Жизням оставшихся — никто бы не позавидовал. Сам Эак более не мог сносить изобилия несчастий и трагедий. Не мог наблюдать за тем, как гибнет его народ.
«Если, великий отец, нам родителем быть не стыдишься, иль верни мне моих, иль скрой и меня под землёю!» — воззвал Эак к совести Зевса.
Громовержец прислушался к словам своего сына. Превратил Зевс муравьёв в людей. Остров вновь наполнился жизнью. Мирмидоны — так прозвал Эак сей народ, намекая на их породу. Были они скромны, крепки и выносливы в деле. Добро добывали и хранить добытое умели.
Подготовил Виталий Котобород. Исп. и рек. лит./ист.: Слово о словах. Лев Успенский; Метаморфозы. Овидий; Мифологическая библиотека. Аполлодор; Мифы. Гигин.