Либерализм декларирует свободу. Свободу всего и всем, во всех плоскостях жизни общества. В рамках данной статьи нам интересна именно экономическая сторона жизни людей, которая определяет все остальные. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства.
Все еще действующий Президент Белоруссии – Александр Григорьевич Лукашенко, всегда придерживался этого принципа и продолжает придерживаться и теперь, рьяно защищая принадлежащие ему, правящим элитам Белоруссии и иностранному капиталу, предприятия, заводы и сельскохозяйственные угодья.
Интервью Лукашенко "Навинам БНФ" в 1991 году. Источник: Навіны БНФ "Адраджэньне", 4/1991, страница 3, абзац 5):
Мы сегодня пришли к пониманию, что государственную собственность на средства производства должна заменить частная. Только так мы сумеем вернуть хозяина. Отход от коммунистических догм диктует сама жизнь.
Эту фразу Лукашенко сказал в самом начале политической карьеры и никогда ей не изменял.
Тогда в 1991 г. началась приватизация предприятий, которые принадлежали всему народу Белоруссии. До 2000-х годов этот процесс можно разделить на три этапа.
I этап приватизации, до президентства Лукашенко, можно назвать приватизацией «снизу». В период 1991-1992 гг. наиболее популярным способом замены государственной собственности на частную, оказался выкуп арендного имущества арендными коллективами (в 1991 г. – 55,8 % от всех приватизированных предприятий, в 1992 г. – 24,7%) и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами (в
1991 г. – 21,3%, в 1992 г. – 45,8%). Приватизация по конкурсу составляла 18% и 27,4%, соответственно.
Данный период можно назвать справедливым (если этот термин вообще соотносится с рынком). Рабочие могли выкупать предприятия и становиться собственниками родного завода.
На II этапе (1993 – 1994 года) процесс реформирования государственной собственности характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий «сверху». Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта и т.д. должны быть реформированы в ОАО.
Темпы приватизации увеличиваются в 3,2 раза. Если в 1991-1992 гг. негосударственными стали только 251 предприятие, то в 1993-1994 гг. приватизировано 874 предприятия. В год президентства Лукашенко (1994 г.), трансформировало форму собственности рекордное количество предприятий – 641. 1994-й оказался самым результативным в отходе от коммунистических догм.
В этот момент наиболее распространенным способом приватизации становится акционирование. На I этапе приватизации (1991-1992 гг.) в ОАО преобразовали ничтожно малое количество предприятий, в 1991 г. – 4,9% от общего числа приватизированных предприятий, и смешные 2,1% в 1992 г. Но с 1993 г. ситуация меняется – 29,1%, а в 1995 и вовсе – 55%.
C III этапом, когда Александр Григорьевич освоился в президентском кресле, отношение к приватизации меняется кардинально. С 1996 года выкуп государственного имущества работниками предприятий больше не осуществлялся. Наиболее распространенным становится настоящий рыночный метод – акционирование (73% в 2000 г.) и продажа на аукционе (49% в 1998 г.). Источник: Этапы и темпы приватизации с 1991 – 2000 годы (Белорусский экономический журнал №3, 2001.
После 2000 года процесс приватизации существенно замедляется, но не заканчивается (как и в РФ).
Приватизация начинает осуществляться точечно. Становится доступна только настоящим гуру рыночных отношений, мощным атлантам – владельцам крупного капитала (в основном, конечно, иностранцам).
Взять хотя бы покупку 88% акций белорусского "Межторгбанка". В 2008 году его приобрел консорциум Михаила Фридмана "Альфа-групп" через свою украинскую компанию "АВН Ukraine Limited". В то самое время, когда мир содрогнулся от экономического кризиса.
Одновременно с этой покупкой, турецкий оператор сотовой связи Turkcell с участием все той же структуры Фридмана, приобрел 80% акций белорусского государственного оператора сотовой связи ЗАО "БеСТ".
Лукашенко даже обратился за помощью к банковской группе Rotschild, чтобы последние выступили в качестве консультанта по приватизации белорусских госпредприятий. А в 2009 г. Александр Григорьевич продал российскому Сбербанку белорусский государственный БПС-Банк за $280,7 миллиона.
По итогам приватизации за 2018 год, в Белоруссии приватизировано 12 предприятий, а всего за периоды приватизации с 1991-2018 гг. – 5246 предприятия. Неплохо для маленькой Республики.
Источник: Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь
Из заявления президента Белоруссии в ходе ежегодного послания народу и парламенту в апреле 2019:
Я и БелАЗ готов продать, и МАЗ, но надо заплатить такую цену, которая удовлетворяет собственника.
Эта фраза лучше всего характеризует отношение Лукашенко к приватизации.
Некоторые читатели возразят нам, что оппозиция, придя к власти, резко ускорит процессы приватизации, распродаст всю страну и наберет кредиты у МВФ. Однако ничего не помешало сейчас закончить приватизацию «Бресткого пива» прямо в разгар протестов. И нет никаких гарантий, что если Лукашенко удержится в своем кресле, его правление не закончится ускоренной распродажей остатков государственной собственности.
Что касается кредитов МФВ, то и тут оказывается, что Белоруссия берет их с… 1995 года, т.е. с первого же года правления Лукашенко. Если кто не знает, кредиты МФВ даются не просто так, а с условием проведения вполне определенной политики, которую в целом можно свести к трем тезисам — приватизация, снижение налогов, разрушение социального государства.
Какие же требования были выдвинуты Белоруссии? На сайте Международного Валютного Фонда можно найти пресс-релиз по тому первому кредиту, где тезисно описано, что Белоруссия должна сделать для его получения:
Правительство будет и далее проводить политику всеобъемлющей либерализации валютных и внешнеторговых операций. Оно примет меры для:
(i) дальнейшего снижения барьеров на пути развития частного сектора;
(ii) активизации процесса акционирования и приватизации;
(iii) поощрения предприятий к повышению финансовой ответственности и к реструктуризации;
и (iv) принятия закона о частной собственности на землю.
Как вы понимаете, эта программа была выполнена, а кредит — получен. Жаль, что про такие «детали» не вспоминают наши отечественные левые блогеры, когда обсуждают программы белорусской оппозиции. А зря! Пока оппозиция говорит, Лукашенко делает! Причем все 26 лет!
Лукашенко на протяжении всего затянувшегося правления никогда не изменял главным принципам либеральной экономики – неприкосновенность частной собственности, которую множил и множил... Не забывая при этом про свободу торговли и предпринимательства, выискивая наиболее прибыльные предложения среди покупателей.
Источник статьи: https://vk.com/@polit_square-poka-oppoziciya-obeschaet-lukashenko-delaet