Найти тему

«На пишущих людей сейчас большой спрос»: продюсер Екатерина Кононенко — о трендах развитиях видеоконтента


«На пишущих людей сейчас большой спрос»: продюсер Екатерина Кононенко — о трендах развитиях видеоконтента

На фото Екатерина Кононенко. Иллюстрация Светы Овчинниковой.
Продюсер самого кассового независимого фильма «Я худею» Екатерина Кононенко рассказала журналу Яндекс.Дзена почему ТикТок не конкурент кинематографу, какие фильмы будут смотреть на смартфонах и почему сегодня кинематограф нуждается в пишущих авторах.
От пыльного диска к ТикТоку
Недавно я перебирала свои видеоархивы, которые снимала 15 лет назад на камеру miniDV. Отыскала запылившийся поцарапанный DVD, который невозможно было запустить. Отдала его нескольким специалистам, чтобы они его «разглючили», — не получилось. Тогда я промыла его по старинке холодной водой, достала компьютер, который купила 15 лет назад, — и всё заработало! Пока проделывала эти манипуляции, я, может быть, впервые осознала масштаб и суть перемен, произошедших в технологиях в последние годы.Появились новые профессии (например, оператор ТикТока), а старые форматы обновились (свадебное видео сейчас легко снять с квадрокоптера). Мне кажется, в видеоформатах никому не тесно, во всяком случае сегодня.Говоря о трендах в кинематографе и сериалах, я вижу огромный интерес к историческим темам. Причем не только к своей истории, но и истории других народов: американцев, например, все больше интересует, что происходило в Китае 150 лет назад.
Этот интерес растет благодаря сильному смешению культур, которое стало происходить еще быстрее из-за развития стриминговых площадок: Netflix, Amazon, Apple TV.  Из-за роста интереса появляются такие успешные сериалы, как «Корона», «Нарко», «Клан Кеннеди», фильмы «Основатель», «Богемская рапсодия» и многие другие.Причем необязательно, что речь идет о костюмных драмах с платьями и веерами: история — это то, что происходило и сто, и десять лет назад.
Документалки — новый черный
Кроме исторической тематики, сегодня крайне востребованы документальные форматы. Например, Tiger King — сериал о странном зоопарке, ставший рекордсменом Netflix по числу просмотров. В первые 10 дней после выхода сериал посмотрело около 34 миллионов человек. Или Don't Fuck With Cats, минисериал Netflix — история преступника, который сначала выкладывал в Сеть ролики с убийством котят, а затем убил человека и тоже снял это на видео, Last Dance — сериал Netflix о карьере баскетболиста Майкла Джордана.Кажется, люди никогда не смотрели документальное кино с таким интересом.
Но надо понимать: эти фильмы в тренде не из-за, собственно, жанра, а в силу того, что основаны на потрясающих историях. К тому же перечисленные мной картины упакованы в современный сериальный формат: раньше, до Netflix, просто не было такого понятия, как документальный сериал. Более того, Don’t Fuck With Cats — фильм с элементами модного сейчас скринлайф-формата, придуманного Тимуром Бекмамбетовым почти десять лет назад.В таких фильмах действие разворачивается на экранах мониторов, и нетфликсовский сериал составлен из кусочков скринлайфов, записей с камер наблюдения и других видеофрагментов — такой современный подход к документалистике помогает ей привлечь новую аудиторию.
К сожалению, в России я пока что не видела документального кино такого уровня, хотя очень хотела бы. Не знаю, можно ли назвать работы Ксении Собчак и Юрия Дудя документальными, но эти авторы сегодня кажутся мне самыми интересными.Я не понимаю, что будет смотреть молодое поколение. Это сложный вопрос для меня как продюсера. Вдруг выяснится, что тем, кому сейчас 10–15 лет, неинтересно ничего длиннее сториз? С другой стороны, радует, что подростки с большой любовью смотрят сериалы типа Sex Education и «Эйфории». Это дает надежду, что современные тинейджеры все-таки воспринимают хорошую классическую историю с героями, персонажами, конфликтами.Вертикализация видео: важный тренд или просто мода
Некоторые режиссеры пытаются снимать вертикальное видео. Я пока не понимаю, как делать полноценное кино в таком формате, слишком мало помещается в кадре. Сейчас появляются вертикальные работы в разных жанрах, снятые в том числе именитыми режиссерами, например Дэмьеном Шазеллом (режиссер оскароносного «Ла-Ла Ленда»).
Короткометражка Шазелла о голливудском каскадере, полностью снятая вертикально.
Видео, объясняющее, как снимать ролики с вертикальной ориентацией.Важно понимать, что сейчас еще не появился тренд, который поменял бы индустрию видео целиком, будь то вертикальная ориентация, скринлайф или съемка от первого лица. Но свой отпечаток они накладывают.Например, я в свое время сделала вместе с режиссером Ильей Найшуллером «Хардкор», первый полнометражный фильм от первого лица. Конечно, съемка в таком формате не встала на поток, но мне до сих пор приходят запросы: «Хотим снять так же, как „Хардкор”».Своим фильмом мы задали тенденцию: после нас были сняты десятки картин и клипов по такой же технологии, с заимствованной эстетикой.
Поэтому мое правило: ориентироваться не на тренды, а на личный интерес. Например, сейчас я работаю над классическим проектом о непростой человеческой истории, и там нет никаких модных тем вроде ЗОЖ, бодипозитива или марафона личностного роста. Но я вижу, что эта история обладает всеми составляющими хорошего кино (сильные герои, конфликт, интрига), поэтому взялась за нее.
Невозможно снимать без хорошей истории
Хотя мы говорили о видео, хочу обратиться к пишущим авторам. Именно вы нужны сейчас в кино, продюсерам. Именно за вас идет битва. О чем снимать, если нет истории? Поэтому мне кажется, что самые классные сюжеты для кино можно находить в художественной литературе и журналистике с ее интересом к реальным историям.Для того, чтобы научиться их находить, нужно читать, смотреть кино, сериалы, анализировать информацию, поступающую через экраны, — чем я и занимаюсь по несколько часов в день. Универсальный совет — повышать насмотренность — подойдет всем, кто хочет совершенствоваться в создании контента и расти профессионально.