Памяти моего старшего товарища, Моисеева Вячеслава Васильевича, (МАО), ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Автор: подполковник Моисеев В. В., выпускник АВВАКУЛ 1969 года.
Речь пойдёт о летной судьбе нашего старшего, ОМСКО-СЕМИПАЛАТИНСКОГО боевого товарища Александра Петровича Николаева.
Службу он начинал старшим летчиком в 64 иап (г. Омск), а закончил заместителем командира полка по лётной подготовке в 356 иап (г. Семипалатинск). Летная судьба его отметила тем, что он ТРИ раза катапультировался с боевого самолета: ДВА раза с Су-9 и ОДИН раз с Ту-128! Рассказываю:
ПЕРВЫЙ раз, году в 59-60-м, он катапультировался ночью на ЛТУ, самолет Су-9. КП, погоняв его по безбрежным просторам западносибирских небес, отправил на аэродром маневра (он же запасной) – Жана-Семей (г. Семипалатинск). Над Куландинскими степями, изобилующих озерами и озерцами. "Углеводороды" в баках закончились, движок встал, и летчику пришлось воспользоваться аварийными средствами покидания самолёта. Приземлился он на водную акваторию глубиной по колено. Но все попытки двинутся в любую сторону, приводили к гидрологическому казусу. В любой стороне глубина резко увеличивалась, и требовался возврат назад, т.е. на подводный бугорок. Темень стояла "глаз коли" и он решил ожидать рассвета стоя, как, и положено стойко - закаленному коммунисту.
Отступление. В то время парашютно-спасательная служба (ПСС) возможно и существовала, но условно и то, возможно, только в МО ПВО и подобных ОБЪЕДИНЕНИЯХ в европейской части СССР. А в за Уральских и Азиатских же регионах не каждый летчик мог даже сразу расшифровать эту странную абривеатуру - ПСС...
Продолжаю. Когда забрезжил рассвет, Николаев обнаружил, что находится почти в центре небольшого озерца. До берега - "всего ничего", а метрах в двухстах от берега – виднеется деревня. Добравшись до суши, он дозвонился из сельсовета, до соседнего села и до милиции. Детали опускаю, но констатирую, капитан Николаев А. П. был успешно эвакуирован к месту постоянного базирования родного полка, т.е. в г. Омск.
ВТОРОЙ раз, года через 2-3 после первого, самолет той же модификации Су-9. Тоже ночью, но в упрощенной ситуации - на кругу, в районе 3-го разворота. Рассыпалась коробка приводов и движок «поймал клина». Приземлился рядом с автотрассой "Владивосток - Москва", проходящей через город Омск. Как в подобном сюжете к/ф "Дни лётные". В полку поиски летчика отложили до рассвета, т.к. ночью темно и ничего не видно. Но направили группу к жене Александра Петровича, чтобы известить о лётном происшествии. Она, спросонья, ничего не поняла. Подумала что это розыгрыш, но по угрюмым лицам поняла, что что-то серьёзное и попыталась сама их успокоить: - "Да будет вам! Если вы о Саше, так он ночью пришёл с полетов и сразу спать. Вон - спит". У группы почти начался групповой психоз, когда они увидели на койке спокойно спящего и мирно посапывающего пропавшего летчика. Ситуация же развивалась так: Николаев А. П. после приземления поймал "попутку" и отправился домой. Дома «опрокинул»стакан водки и лёг отдыхать. Уже имея опыт взаимодействия с ПСС - всё равно до утра искать не будут - он решил не беспокоить командование в поздний час и немного поспать перед ответственным занятием - писать "объяснительные"!
Если у кого-то возникнет мысль, что "Мао" (так зовут автора на нашем форуме) как всегда врёт, - здесь есть люди знавшие Николаева А. П. и подтвердят, что он был мужик своеобразного характера, непредсказуемого нрава и имел сценический псевдоним - "Германский офицер". Короче всё это, чистейшая, правда и даже без сгущения красок.
ТРЕТИЙ раз - уже в Семипалатинске, в 73 годе, при облете Ту-128 после регламентов. На взлете возник пожар левого двигателя (схема на нижнем фото). Горели СЕМЬ минут от второго к третьему. Катапультировались только после того, как начался отказ управления и по категорической рекомендации РП. Сзади сидел "Ара", в миру - Юрий Рафаэльевич Тарасьянц. После этого оба успешно прошли ВЛК. "Аре" подоспел вызов в академию, куда он и успешно подался. Вернулся в полк Начальником штаба полка (летающим). Кто переучивался в Савастлейке в 80-х годах, тот с ним знаком как с НШ Центра.
Николаев пролетал ещё ДВА года и ушёл на ДМБ, но ушёл очень красиво - ПО ОФИЦЕРСКИ! В 1975 году, при его руководстве полетами, спарка ("Пеликан") выкатилась за пределы ВПП и получила некоторую "погнутку". Прибыла комиссия во главе с тов. генералом. Тов. генерал сразу назначил виновником РП и начал, в присутствии многих военнослужащих, наносить Николаеву материнско-словесные оскорбления. Николаев, хоть и имел за плечами академию (заочно), таким запасом слов как тов. генерал не обладал, и решил в ответ тоже оскорбить тов. генерала, но не словесно, а физически! Благо, что рядом было много военнослужащих, кои и не дали развиться своеобразному диалогу. После заключения комиссии, где виновности РП не было отмечено, Николаев подал рапорт с единственным условием - "... его пребывание в авиации РККА возможно только после публичного извинения тов. генерала!". Извинений, естественно, не последовало и Александр Петрович, списавшись "под чистую", уехал на Родину - в Питер.
После последнего катапультирования прожил ещё 42 года, дожив до ВОСЬМИДЕСЯТИ лет.
Юра умер 22 июня 2009 года (онкология), Николаев А.П. 2 августа 2015 года. Их достойно проводили и достойно поминаем. Но, вообще-то, я не об этом.
Автор: Вячеслав Васильевич Моисеев (псевдоним МАО)(АВВАКУЛ-69), «ушёл в небесную эскадрилью» 04 декабря 2019 года.
Подписывайтесь на мой канал. Буду вам очень благодарен.
Буду писать дальше. У меня есть о чем и о ком рассказать. Всем хорошего дня.
Спасибо всем, если подпишитесь или поставите значок понравилось.