Маршрут моих встреч с произведениями Сальвадора Дали: Лондон, Рим, Ватикан. А в Магалуфе (Балеарские острова) море выбросило к моим ногам круглый черный камешек с четкими белыми вкраплениями в форме буквы "D" с характерным росчерком - автограф Маэстро. И я вспомнил сказанное им: "Всё случайное неслучайно".
Лондонская грань...
Дали впервые оказался в Лондоне в 1936 году на очередной всемирной выставке сюрреалистов, представ перед ошарашенной публикой в костюме водолаза.
Итак, Лондон.
Пасмурный серый день. Старичок Биг-Бен. Мост через Темзу. И на другом берегу еще один символ вечного времени - "Растекающийся циферблат" у входа в экспозицию Dali Universe, в здании Каунти-Холла, примыкающего к Аквариуму и Лондонскому глазу.
Эта достопримечательность туманного Альбиона открылась сравнительно недавно, в 2000 году, по случаю наступления Миллениума. И, вполне естественно, что о ней пока осведомлены поклонники искусства, доки-туристы, нежели коренные лондонцы.
Переступаю порог музея в предчувствии, что совершаю переход из одного измерения в другое. Впечатление усиливается необычным оформлением выставки: пчелиное жужжание сюрровой музыки, сплошной черный фон - пол, стены, потолки. И в этой космической бездне, словно светящиеся звездные миры, сразу пятьсот оригинальных произведений Дали: рисунки, акварели, эстампы, ювелирные изделия. И настоящее пиршество пластики- 40 скульптур, словно сошедших с его знаменитых картин: "Лошадь, везущая время" - седло в форме часов; "Ньютон"- в дырах простреленного Терминатора; длинноногий "Космический слон" со стеклянным обелиском на хребте – символ силы и обладания, идущий в египетской пустыне; и вся в трещинах "Чашка не для питья".
Три части экспозиции - три далианские темы: "Чувственность и Женственность", "Религия и Мифология", "Желания и Фантазии". Мир ирреального, тайн человеческой души, наших грез и снов.
Похвала глазу Сальвадора Дали! Дали считал глаз божественным из даров.
О - форма глаза;
ОК - все хорошо;
ОКО, О, КОЛ - опасность для глаза;
ОКОЛО - видимое вблизи;
О, КОЛОР - цветоощущение;
ОКО ЛОРИ - глаз экзотичного попугая, и, наконец,
О, КОЛОРИТ картин, увиденных его глазом!
Фигерас, провинция Каталония - небольшой торговый городок в долине Амурдана, километрах в ста от Барселоны. Пиренеи. Чуть восточнее - море, побережье Коста-Брава.
Узкая улочка ведет к дому, где родился художник.
Отец - нотариус, сомневающийся атеист, и мама - ярая католичка, дали ему имя - Сальвадор, что в переводе с испанского означает - Спаситель. К тому же в русских традициях жены - Галины Дмитриевны Дьяковой он звался Сальвадором Сальвадоровичем. Позднее, обосновывая свой экстравагантный художественный метод, он скажет: "Я пришел, чтобы спасти современное искусство".
Неподалеку, на центральной площади имени Гальса Сальвадор Дали, возвышается знаменитый яйценосный музей Дали.
Место строительства музея было выбрано не случайно: он построен на руинах городского театра, сгоревшего на исходе гражданской войны, в котором четырнадцатилетний Дали впервые выставил свои первые работы.
С присущей ему экстравагантностью и страстью к конструированию парадоксов Сальвадор Дали начал строить театр-музей с грандиозного купола, имитирующего небесную сферу. Рядом вознеслись стены Башни Галатеи цвета куриной кожи в пупырышках-хлебцах, увенчанные гигантскими куриными яйцами.
Яйцо - излюбленный символ Дали. В естественной гармонии твердого и мягкого он видел важный момент постижения сущности искусства.
В партере театра-музея стоит черный автомобиль с женской скульптурой на крыше. Это совместное творение Дали и других участников проекта, названное "Машиной культуры", удивительно тем, что в салоне автомобиля идет дождь.
Интерьер одной из комнат музейного лабиринта воспроизводит в трех измерениях известную картину "Лицо актрисы Мэй Уэс", написанную Дали в 1935 году по рекламной фотографии. После ретуширования гуашью лицо актрисы приобрело облик жилой комнаты.
Вместе с барселонским архитектором и дизайнером Оскаром Тускетсом Дали придал деталям картины объёмный вид: красные губы-диванчик, нос из частей целлулоидной Венеры, а глаза- две фотографии с видами Парижа.
Задача эксперимента - увидеть спектакулярный экспонат снова в двухмерном измерении. За всем этим виден неустанный поиск мастера в области формы и цвета.
Дали испытывал кибернетическую связь к двухмерному изображению. В одном из коридоров открывается картина "Обнаженная Гала, смотрящая на море", изображение которой на расстоянии трансформируется в портрет "Авраама Линкольна".
Дали продолжает свой немыслимый карнавал сюрпризов и мистификаций среди друзей, картин, скульптур, дорогих ему вещей и символов.
Незримо присутствуя на каждом шагу, он в отличие от Синей Бороды, разрешает заходить во все залы, вестибюли и лоджии на пяти уровнях. Он даже разрешает постоять у склепа, где он захоронен, а на потолке центрального зала можно увидеть расписанные с размахом ноги Сальвадора Дали, поднимающегося на небеса. Следуя давнему увлечению "фениксологией", он словно восклицает: "Смотрите, я живой! Я постиг тайну бессмертия"!
Дали любил играть, любил разыгрывать из себя шута, просто для того, чтобы позабавить людей. И, наверное, именно поэтому сложилось такое двусмысленное впечатление от его творчества.
Великий художник, мастер в области формы и цвета завещал уникальную коллекцию шедевров мировой культуры и сотни своих работ - Испании.
Вот таким является искусство Сальвадора Дали, - уникальным, своеобразным, но, очень ярким и запоминающимся!