Хотя мировые СМИ почти не освещали прошлогодние выборы в Уругвае, победа президента Луиса Лакалье Поу была значительной для прекращения 15-летнего правления левой коалиции «Широкий фронт».
Президентом от этой коалиции с 2010 по 2015 год был Хосе "Пепе" Мухика, бывший член жестокой партизанской группы Тупамарос, который приобрел международную известность как откровенный человек из народа, пожертвовавший 90 процентов своей зарплаты на благотворительность. Частная экономия Мухики отвлекла от его безрассудного подхода к государственным финансам: по словам уругвайской писательницы Ханы Фишер, его правительство контролировало "самый большой рост государственных расходов с тех пор, как в Уругвае в 1985 году была восстановлена демократия." Также Мухика пытался ввести двойное налогообложение для крупных землевладельцев, но ему помешал Верховный суд. Он принял "закон о СМИ", который влиятельная газета El País назвала угрозой свободе слова. И хотя он легализовал марихуану, политика Мухики включала в себя "государственную олигополию, квоты на производство и потребление, установление цен и принудительную регистрацию", как объяснил один комментатор.
Стиль нового президента, безусловно, контрастирует с стилем его предшественников из «Широкого фронта», борца за классовое равенство Мухики и Табаре Васкеса, врача-социалиста, который занимал этот пост два срока в 2005-2010 и 2015-2020 годах. Сын бывшего президента Луиса Альберто Лакалле, Лакалле Поу-46-летний юрист и опытный серфер, который любит охотиться на диких кабанов. В 2019 году он совсем чуть-чуть опередил своего соперника из «Широкого фронта» с помощью платформы децентрализации, повышения транспарентности (прозрачности властных структур) и обещаний сократить бюрократическую волокиту. Он даже признался, что в молодости употреблял наркотики в развлекательных целях.
Лакалле Поу начал свой срок, отказавшись пригласить социалистических диктаторов Кубы, Венесуэлы и Никарагуа на свою инаугурацию. Когда несколько месяцев спустя разразилась пандемия COVID-19, Лакалль Поу отверг жесткие государственные меры, предложенные его ближайшими советниками. В своей речи с почти 2 миллионами просмотров в Twitter по состоянию на середину июля (население Уругвая составляет всего 3,5 миллиона человек) Лакалье Поу объяснил, что его правительство столкнулось с сильным давлением со стороны общественности относительно введения новых налогов на богатство и бизнес, которые он решительно отверг. «Предприниматели — это те, кто будет толкать страну вперед. Но во время пандемии, если мы накажем тех, кто создает бизнес и рабочие места, тех, кто производит, внедряет инновации и торгует, они останутся на обочине, оставив всех в худшем положении в результате.»
Вместо того чтобы облагать налогом тех, кто создаёт богатство, Лакалле Поу решил ввести дополнительный 20-ти процентный налог на любого государственного чиновника—включая его самого-который зарабатывал более 1900 долларов США в месяц. "Мы хотели дать сигнал, что государство должно приложить дополнительные усилия, а не частные лица. Потому что, как только все это закончится, не государство будет обеспечивать население... это будет индивид, который увеличит темпы развития и будет двигать страну вперед."
Защита Лакалле Поу свободного рыночного капитализма — чрезвычайно редкая в Латинской Америке — не является случайностью, вызванной коронавирусом. Перед пандемией он планировал ослабить ограничения на получение налогового резидентства в Уругвае для привлечения иностранных инвесторов, что в итоге он и сделал.
Это не значит, что Лакалле Поу проигнорировал проблему общественного здравоохранения в рамках нынешнего кризиса. Уругвай — единственная страна в регионе, которая проводит успешную политику тестирования и отслеживания. Как отмечает Bloomberg News, это позволило ей контролировать распространение вируса в основном «без изоляции, сурового карантина или жёстких полицейских мер», несмотря на то, что Уругвай имеет самый большой процент пожилых граждан в Латинской Америке. Хотя школы и рестораны закрыли свои двери, большинство предприятий смогли остаться открытыми, чтобы позволить свободному частному сектору вывести экономику из кризиса.
Уругвайские либертарианцы знают о своей удаче. Журналист Прис Гуиноварт говорит, что Лакалле Поу «твердо убежден в важности, ценности и необходимости большей свободы в Уругвае и во всем остальном мире.»
Для Фишер разумная политика Лакалле Поу на посту президента стала приятным сюрпризом. Его предыдущая карьера в качестве конгрессмена, объясняет она, заставила ее думать, что у него было мало собственных идей и что он продвинулся в политике, в основном, за счет протекции своего отца. «Теперь мы знаем, что у него есть свои собственные идеи и что он страстный любитель свободы, что он доказал тем, как он справился с пандемией, то есть без обязательной изоляции и путём апелляции к индивидуальной ответственности.»
Автор: Дэниел Райсбек — старший научный сотрудник Reason Foundation Он баллотировался на пост мэра Боготы, Колумбия, в 2015 году как независимый либертарианец.
Автор перевода: Антон Силаев
Оригинал: https://reason.com/2020/09/24/hope-for-free-market-reform-in-uruguay/