В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…
С какими чувствами вы вспоминаете школу? Надеемся, что с благодарностью (хотя поймём, если с ужасом). А вот строчки, которые мы процитировали чуть выше, принадлежат Александру Пушкину и посвящены, наверное, самой известной школе в истории России — Царскосельскому лицею, где учился поэт. Лицей открылся 19 октября 1811 года — и сейчас в этот день мы празднуем День лицеиста. Попробуем посмотреть на лицей глазами Александра Сергеевича?
Пушкин стал одним из первых воспитанников только-только открывшегося Царскосельского лицея — ему тогда было 14 лет. Вместе с ним училось ещё 30 дворянских детей, и дружбу с некоторыми из них поэт сохранил на всю жизнь: Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер — все мы знаем эти имена, тем более, что они сами тоже писали стихи. После выпуска лицеисты собирались на встречи выпускников именно 19 октября — отсюда и пошёл праздник Дня лицеиста — но чем больше проходило времени с выпуска, тем меньше людей приходило. Так, в 1825 году Пушкин и сам не смог приехать, будучи в ссылке в Михайловском, — и отправил друзьям стихотворение «19 октября», в котором вспоминает общие моменты и призывает их не грустить и отпраздновать день основания лицея весело, хоть и не в полном составе.
Однако составить представление о лицее мы можем не только по трогательным ностальгическим стихам вроде «19 октября», но и по эпиграммам — коротким и смешным, а иногда едким стихотворениям, обращённым обычно к конкретным людям или событиям. Вот, например, забавная эпиграмма «Завещание Кюхельбекера», высмеивающая склонность «Кюхли» набирать долги:
Друзья, простите! Завещаю
Вам все, чем рад и чем богат;
Обиды, песни — все прощаю,
А мне пускай долги простят.
Очень бурными были и отношения студентов лицея с преподавателями и чиновниками, ответственными за образование. Так, например, есть у Пушкина эпиграмма на графа Алексея Кирилловича Разумовского, с 1810 по 1816 год занимавшего поста министра просвещения. Он стал инициатором некоторых
и унизительных для лицеистов ограничений — чем и заслужил вот такую ядовитую отповедь:
Ax! боже мой, какую
Я слышал весть смешную:
Разумник получил ведь ленту голубую.
— Бог с ним! я недруг никому:
Дай бог и царствие небесное ему.
Было в лицейской жизни множество других событий: студенты хулиганили, влюблялись, дрались на дуэлях — в общем, всё как у нормальных подростков. Но главное, что Пушкину и его лицейским друзьям удалось сохранить связь, которая после выпуска с годами становится всё более хрупкой — надеемся, что и у вас есть люди, которым вы могли бы сказать: «Друзья мои, прекрасен наш союз!».
#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_памятныедаты