Найти тему

Кузмин разбивает стих: как один композитор освободил всю русскую поэзию

ФОТО: www.wikipedia.org
ФОТО: www.wikipedia.org

Попробуйте ответить быстро, не задумываясь: что отличает поэзию от обыденной речи? Готовы поспорить, что вы подумали о рифме. Но как тогда быть с белым стихом или верлибром, где рифмы нет? Скорее, поэзия — это ритм, особым образом организованные даже не слова, а звуки. Совсем как музыка. Сегодня день рождения поэта, который знал это как никто другой: 18 октября 1872 года в Ярославле родился Михаил Кузмин.

Мы не просто так начали разговор о Кузмине с ритма и музыки: Кузмин — первый русский поэт, по-настоящему серьёзно обратившийся к верлибру. Напомним: верлибр — это стихи как бы «без рифмы и ритма», а на самом деле — без рифмы и жёстко заданного стихотворного размера. Это принципиальный момент: ритм в верлибрах, конечно же, есть — давайте посмотрим на примере стихов нашего героя из книги «Александрийские песни»:

Весною листья меняет тополь,
весной возвращается Адóнис
из царства мертвых...
ты же весной куда уезжаешь, моя радость?
Весною все поедут кататься
по морю иль по садам в предместьях
на быстрых конях...
а мне с кем кататься в легкой лодке?
Весной все наденут нарядные платья,
пойдут попарно в луга с цветами
сбирать фиалки...
а мне что ж, дома сидеть прикажешь?

Разве в этих стихах нет ритма? Он есть — похожий на набегающие волны и такой же свободный. Вообще Михаил Кузмин — один из самых ритмически разнообразных поэтов в истории русской поэзии: даже когда он пишет «нормальные» стихи с рифмой и прочим, он очень изобретательно подходит к выбору размера и ритмическому рисунку. Всё потому, что Кузмин был не только поэтом, но и композитором — самым настоящим и серьёзным. Он учился у Римского-Корсакова и принимал участие в «Вечерах современной музыки» объединения «Мир искусства», а в литературу пришёл поздно: на момент первой публикации ему было 34 года. Зато заметили его сразу: Валерий Брюсов тут же пригласил Кузмина в свой журнал «Весы» и убеждал его полностью отдать себя литературе, а не музыке.

Михаил Кузмин так и поступил: писал стихи и прозу, постепенно уходя от «прекрасной ясности» ранних стихов к глубокому, сложному мистицизму — впрочем, музыкальность оставалась неизменным свойством его произведений. К сожалению, такая отвлечённая, рафинированная, экспрессивная поэзия оказалась не ко двору при советской власти: после чудом опубликованной в 1929 году книги «Форель разбивает лёд» — вершины творчества Кузмина — его стихи пропали из поля зрения читателей. Но сегодня мы, к счастью, можем вновь их читать и удивляться, насколько они современны и как много открытий Михаил Кузмин подарил русской поэзии.

#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_поэты