Найти тему
Николай Кулаков

ОРЛОВСКИЙ СПИС.

Вид традиционной русской вышивки, характерный для Орловской области.

Корни вышивки и границы распространения списа соотносятся с племенем вятичей, жившем на Орловщине. Вышивка имела охранительный смысл. В орнамент нередко вводятся изображения, которые в древности являлись языческими символами.

Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими "древо", "древо жизни", "древо познания добра и зла". Контуры композиции очерчены "тамбурным" швом. В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура — узорные заполнения в технике "набор", напоминающей счетную "гладь".

Узоры заполнении удивительно разнообразны. Каждая мастерица придумывала свои, подбирала для них графический рисунок, комбинировала новые и новые варианты. Поэтичны и выразительны сами названия узорных заполнении, так называемых бранок: "вороний глаз", "сосна", "волна", "дробнушки" и др. Что касается цветовой гаммы, то классическое для "орловского списа" — сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Красный цвет в "списе" богат оттенками — от насыщенного, сочного, яркого до светлого, почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление. Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный — цвет жизни, "праздника жизни"; синий — цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь, самую суть ее. Позднее, в начале XX века, цветовая гамма становится разнообразнее, вводятся желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный, цвет "земли-кормилицы".

-2

Откуда орловские мастерицы, простые крестьянки, черпали вдохновение? Как могли возникнуть столь причудливые узоры в воображении практичных женщин? Многие исследователи считают, что само слово "спис" означает "списывать" узоры с разрисованных морозом зимних окон. Крестьянки занимались рукоделием долгими зимними вечерами, сидя у окна при свете лучины либо свечи. Сказочные морозные узоры, увиденные в призрачном мерцании пламени, соединялись в сознании с мечтой — воспоминанием о лете с его яркими красками. Пройдя через художественное воображение мастерицы, нарядными и невиданными выходили они из-под иглы и ложились на полотно. Возможно, это так. Другие исследователи видят в узорах "списа" продолжение традиций древнерусского шитья золотными и серебряными нитями, недаром его называют еще русским шитьем. Явно прослеживаются те же округлые, четко очерченные формы с различной плотностью заполнения фигур и элементами стебельчатого рисунка. Отличительной чертой "орловского списа" является многоликость. В его изменчивых формах можно увидеть много различных символов, фигур, очертаний животных.

-3

Коллекция "орловского списа", собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования, небольшая, насчитывает около сотни единиц хранения. Каждый предмет уникален и неповторим и представляет собой большую эстетическую ценность. То, что в основной своей массе это полотенца, не случайно: в жизни крестьян они выполняли не только утилитарную функцию, но и являлись непременными атрибутами обрядов и праздников, элементами украшения жилища. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Это работа крепостной крестьянки Мценского уезда. Композиция вышивки напоминает гобелены XVIII в., элементы орнамента — цветы в вазонах.

Вышивка в стиле "орловский спис" выполнена на грубом неотбеленном холсте, а нити использованы, видимо, те, которые удалось достать в то тревожное время. Более плодотворной была попытка орловской фабрики "Восход" возродить и развить в новый временной период старинную вышивку.

У орловцев и гостей города пользовались популярностью выпускаемые фабрикой в 1970-80-е гг. сувенирные полотенца, скатерти, нарядные комплекты салфеток, передники, украшенные вышивкой в технике "орловский спис". В музейной коллекции хранятся художественные панно ручной работы, выполненные на фабрике "Восход".

-4

В наш стремительный век, предавший забвению многие виды народного искусства, "орловский спис" не ушел в небытие. Опытные мастерицы старшего поколения, такие как О.С.Лагутина, Н.В.Богатова, не забывают старинную вышивку. Юные вышивальщицы студии "Мастерицы" (руководитель В.Павлова) кропотливо изучают традиционные приемы "орловского списа", его образный и сюжетный строй, стремясь разгадать тайны старинной вышивки.