Найти в Дзене

ОТЧЕТ о состоянии церковных школ Пензенской епархии за 1903-1904 г. Ч.2

— 76 —

ОТЧЕТ епархиальнаго наблюдателя о состоянии церковных школ Пензенской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1903—4 год 1).

II. Народныя чтения при церковно-приходских школах. Вечерние классы. Воскресно-повторительныя занятия.

Систематически и неопустительно народныя чтения были ведены в течение отчетнаго года при 5 школах Городищенскаго уезда, 15 школах Инсарскаго уезда, 5 — Керенскаго, 7 — Краснослободскаго, 6 — Мокшанскаго, 10 — Н.-Ломовскаго, 11 — Наровчатскаго, 2 — Пензенскаго, 8 — Саранскаго 2). Из этого перечня видно, что сеть школ, при которых велись чтения, расширилась против прошлаго года. К сожалению, быстрому дальнейшему разширению этой сети препятствует недостаток просторных и удобных школьных помещений. Поэтому заслуживает признательности помощь со стороны Инсарскаго уезднаго комитета попечительства о народной трезвости, который, по почину предводителя дворянства В. Н. Глебова, оказывает серьезную материальную поддержку при устройстве аудитории в новых школьных зданиях.

1) Продолжение См. № 1.

2) Второклассныя школы в этот перечень не входят.

— 77 —

Чтения были большею честию религиозно-нравственнаго содержания (пользовались главным образом следующими изданиями: „Народный собеседник", „Духовная нива", „Праздничный отдых христианина", „троицкие листки", и др.), а также историческаго и сельско-хозяйственнаго. Кроме того, отвечая запросу со стороны населения, повсюду на чтениях касались событий текущей войны на Дальнем Востоке, при чем пользовались и картою Дальняго востока. Чтения эти всегда вели за собою приток пожертвований на нужды армии и Красный Крест.

В отчетах уездных наблюдателей преимущественно отмечаются чтения при следующих школах.

„В Воскресенской школе (Пенз. у.) чтения пользовались особливо заботливым вниманием учителя, который относился к этому не с сухою формальностью, а с живым интересом. Удачный выбор материала, предварительная проработка его в целях приспособления к пониманию слушателей, доступное изложение всегда привлекали множество слушателей и поддерживали среди местнаго населения интерес к чтениям в течение всего года. Слушатели со всеми своими недоумениями обращались к учителю, который и пользовался этими беседами при выборе материала для чтения. Отсюда большое уважение населения к учителю".

„Чтения с Бугро-Ключевской школе (Инс. у.) пользовались особенным сочувствием населения и переходили в живую беседу слушателей с чтецами".

В Токмовской школе устроились чтения особо для взрослых и особо для школьников. Число взрослых слушателей всегда доходило до 300 и слушатели проявляли ненасытный интерес". В Керенском уезде особенно отмечены по успешности чтения при Ольшанской школе.

— 78 —

В школах Н.-Ломовскаго уезда к чтениям приурочена продажа книжек религиознаго содержания.

Организованные вечерние классы были при школах Бугро-Ключевской, В. Вазерской, Н. Федоровской Они имели характер дополнительных к курсу одноклассной шкоты уроков. Кроме того, во многих школах учащиеся собирались по вечерам в школу для приготовления уроков, бесед с учителями, пения и рукоделья. Часто при этом заходили в школу и окончившие курс. Воскресно-повторительныя занятия были при школах Б. Ключевской и Н. Федоровской.

Учащие, наиболее ревностно относящиеся к школьному делу. Заботы об улучшении учительскаго персонала. Курсы.

Из числа о. о. законоучителей и заведующих долг справедливости требует отметить особливо усердную деятельность следующих лиц.

По Городищенскому уезду — свящ. села Александровки А. Листова, свящ. села Годяйкина I. Фортунатова, свящ. с. Домосердок П. Докучаева, свящ. с. Нечаевки П. Адвокатова, свящ. с. Степановки I. Левитова, свящ. с. В. Шкафта Ф. Чеботарева. По Инсарскому уезду — свящ. с. Тепловки П. Богословскаго, свящ. с. Н.-Акшина Ф. Палладова, свящ. с. Потижскаго Острога М. Веденяпина, свящ. с. Перхляй М. Маслова, свящ. с. Токмова А. Любимова, свящ. с. В.-Вязеры П. Кипарисова, свящ. с. Украинцева I. Берингова, свящ. с. Засечной-Слободы А. Ксенократова, свящ. с. Огарева I. Тассова. По Керенскому уезду — свящ. с. В.-Луки В. Пономарева, свящ. с. Шелдаис С. Тюрина, свящ. с. Кармалейки В. Родниковскаго, свящ. с. Ушенки Ф. Морозова, свящ. с. Т.-Лаки

— 79 —

В. Любимова. По Краснослободскому уезду — свящ. с. Плужнаго А. Тихова, свящ. г. Краснослободска И. Голубинскаго, свящ. Краснослободскаго женскаго монастыря I. Архангельскаго, свящ. с. Куликова Н. Алеутскаго, свящ. с. Зосимовки I. Симилейскаго. По Мокшанскому уезду — свящ. с. Бекетовки С. Саввина, свящ. с. Гольцовки Н. Протодиаконова, свящ. села Ломовки Ф. Карсаевскаго, свящ. с. Плес Н. Беликова. По Наровчатскому уезду — свящ. с. Казеевки А. Казанскаго, свящ. с. Орловки I. Алекторова, свящ. с. Панов Н. Гиацинтова, свящ. села Перевесья М. Вознесенскаго, свящ. с. Коломасова Ф. Жаворонкова, свящ. с. Торопова Д. Образцова, свящ. с. Ст. Дракина Е. Инсарскаго, свящ. с. Кадыковки Д. Благосмыслова. По Н.-Ломовскому уезду — свящ. г. Н.-Ломова М. Целебровскаго, свящ. с. Б.-Мичкаса Каурцева, свящ. с. К.-Мельситовой Ремезова, свящ. села Студенки П. Голубева, свящ. с. Н.-Толковки Владыкинскаго, свящ. с. Кульмановки Крылова свящ. с. Тархова Архарова, свящ. с. Пичевки Улиссова. По Пензенскому уезду — свящ. г. Пензы П. Медведева, и А. Архангельскаго, свящ. с. Воскресенскаго К. Люстрова. По Саранскому уезду — свящ. с. Пятины П. Зарина, свящ. с. Атемара А. Виноградова, свящ. с. Булгакова I. Васильева, свящ. с. Симбухова М. Тиброва. По Чембарскому уезду — свящ. с. Сентяпина А. Покровскаго, свящ. с. Высокаго Т. Чудодеева, свящ. с. Невежкина Ф. Тихомирова. Из числа о.о. диаконов, деятельно помогавших местным священникам в деле законоучительства, следует указать на диакона села В.-Вязеры В. Смирнова и села Рузаевки П. Попова.

Из числа учителей и учительниц надлежит отметить энергичную, одушевленную и умелую деятельность следующих лиц:

— 80 —

По Городищенскому уезду — учит. Чирковской школы В. Волчковой, Городищенской — М. Гомеровой, Домосердской — Ф. Меркурьева, Козарской — А. Конусовой, Нечаевской — К. Яковлевой; к числу усердных работников также принадлежат учитель Годяйкинской школы Жаров, Гремячевской — Кукушкина, Новиковской — Кузнецов, Зн.-Лопуховской — Быстрова, Сабановской — Мемнонова. По Инсарскому уезду — учит. Арбузовской школы Звездочетовой, Бугро-Ключевской — Л. Миловзоровой, В. Вязерской — Т. Кипарисовой, П. Покровской (†) и А. Сыромятниковой, Засечно-Слободской — О. Любимовой, Инсар-Акшинской — Е. Перуновой, Ново-Сучкинской — диак. А. Муромскаго, Огаревской — Романова, Перхляйской — Климовой, Сузгарской — М. Артоболевской, Токмовской — О. и А. Богословских. По Керенскому уезду — учит. Б.-Лукинской школы Т. Фатигаровой, Б.-Ижморской — В. Масловской, А. Денисова 1). По Краснослободскому уезду — А. Авицкой, А. Голубинской, В. Златомрежевой, А. Покровской, И. Моргунова, Е. Ракова, Л. Законовой, М. Кастальской. По Мокшанскому уезду — Е. Алексеевой, С. Беляевой, И. Наумова, А. Алякринской. По Наровчатскому уезду — Т. Лукьяновой, Е. Куликова, Н. Ромуловой, I. Исакова, Н. Небосклоновой, П. Масловой, О. Тарховой. По Н.-Ломовскому уезду — А. Скородумовой, И. Горшина, А. Холмогоровой, П. Стрелкова, С. Ремезовой, К. Мелиссовой, И. Кривоногова. По Пензенскому уезду И. Палладова, П. Трояновой, диак. Васильева, Е. Соколовой, М. Поляковой, А. Геометровой. Е. Лентовской, К. Квашнина, П. Диалектова. По Саранскому уезду — П. Купцовой, В. Окуневой, М. Разумовской, М. Виноградской,

1) А. Денисов во время весенняго половодья, не позволявшаго всем ученикам собираться в школьное здание, вел, не щадя своего здоровья, обучение в трех пунктах — с 6 ч. у. до 6 ч. в. — переправляясь чрез местныя речки с опасностью для жизни.

— 81 —

В. Беликовой, М. Смирновой, А. Артоболевской. А. Сацердотовой. По Чембарскому уезду — П. Пулькина. Е. Геометровой, А. Громовой, В. Навозовой, М. Беляковой, Н. Краденова, Е. Недоведовой.

В видах привлечения лучших сил на учительския должности является необходимость в увеличении вознаграждения учащим и в улучшении школьных помещений. То и другое, по мере возможности, делается. Но, к сожалению, крайний недостаток в денежных средствах не позволяет сколько нибудь заметно и ощутительно увеличить учительские оклады, хотя почти все суммы, которыми располагают уездныя отделения, употребляются на жалованье учащим.

Тем не менее число учащих из лиц, получивших среднее образование, увеличивается. Большею частию — это окончившия курс и прослушавшия курс VII (педагогическаго) класса воспитанницы епарх. женскаго училища. В видах наилучшей подготовки этих воспитанниц Епархиальный Училищный Совет, по докладу епархиальнаго наблюдателя, в отчетном году входил в сношения с советом училища и с епархиальным съездом духовенства о расширении курса VII класса и о дополнении этого курса уроками по обще-образовательным предметам. Сношения эти привели к желательным результатам. Практиковавшияся в прошлом году педагогическия собрания учащих в церковных школах г. Пензы продолжались и в отчетном году. На этих собраниях обсуждаемы были различные педагогические, дидактические и методические вопросы, при чем на первом собрании были разсмотрены новыя программы сравнительно с прежними. Из вопросов частнаго характера, подвергавшихся обсуждению, можно указать следующее; „педагогическое значение наград" (последствием обсуждения этого вопроса

— 82 —

было отменение наград в виде похвальных листов), „о постановке рисования в школе", „полууставное письмо", „как понимать выражение программы по ц. славянскому языку: практическое знакомство с церковным месяцесловом" и т. д.—- Кроме собраний учащих городских школ, в январе и феврале было два собрания учащих в сельских школах Пензенскаго уезда. На этих собраниях были обсуждаемы основные вопросы школьнаго дела: о распределении занятий между тремя отделениями при одном учителе;, о письменных работах, объяснительном чтении и др. Собрания учащих имеют значение в том отношении, что дают возможность учащим делиться друг с другом своим опытом и тем самым проверять и пополнять свои педагогическия познания. Поэтому желательно организование таких собраний и в других уездах.

Курсов для учащих в церковных школах Пензенской епархии в отчетном году устроено не было. Из числа учащих в церковных школах Наровчатскаго уезда 9 посещали курсы церковнаго пения, устроенные в июне месяце в г. Наровчате уездным комитетом попечительства о народной трезвости. Руководил на этих курсах А. В. Никольский, который руководил занятиями по церк. пению и на церковно-школьных в г. Пензе с 1902; занятия ведены были приблизительно по той-же программе, как и в 1902 г.

III. Здоровье учащихся и меры к его охранению. Общежития, ночлежные приюты; снабжение беднейших учащихся пищею, одеждою.

Заботы школы о здоровье учащихся поставлены в

— 83 —

ограниченныя рамки. Значительное число детей поступает в школу уже болезненными благодаря антигигиенической домашней обстановке, плохому питанию, болезнями и алкоголизму родителей, участию во вредных для здоровья работах (тканье кулей и рогож в некоторых селах Городищенскаго и Краснослободскаго уездов). Школа может помочь только тем, что на время пребывания детей на уроках даст им хорошее , и здоровое помещение, будет следить за чистотою и опрятностью, а в случаях заболевания поможет им из своей аптечки. Но размеры и этой помощи, при настоящих условиях, по необходимости незначительны и мало заметны. Строятся новыя школьныя здания, заботятся, чтобы эти здания были до возможной степени просторны, светлы, теплы и сухи, чтобы была особая раздевальная для верхняго зимняго платья, что-бы были форточки и т. д. Но при этом в отношении простора приходится соблюдать самыя скромныя требования: иначе не найдется средств на отопление и ремонт. И учащие могли только принимать лишь такия меры, которыя не столько нужно назвать мерами к охранению здоровья, сколько мерами к поддержанию внешняго благообразия школы: следили за тем, что-бы дети были острижены, мыли руки, не сидели в классах в полушубках и шарфах, не выходили из школы неодетыми, следили за тем, что-бы в перемены форточки были открыты, что-бы хотя раз в неделю мыли в школе полы.

Число школьных аптечек, начало которых положено в 1900 г., в отчетном году увеличилось на четыре (Засечная Слобода, Стяжкино, Новая Толковка, Аршиновка). Наиболее успешно шли операции по аптечкам при школах Бугро-Ключевской, Засечно-Слободской,

— 84 —

Ново-Сучкинской, Н.-Федоровской, Сентяпинской, Стяжкинской. По поводу аптечек в отчете писарскаго уезднаго наблюдателя между прочим, говорится: „при слове аптечка невольно навязывается на перо Токмовская школа, где аптечка особенно нужна бы. Село Токмово, по населению громадное, расположено по реке Иссе. Местность низкая, трясины, болота, все способствует лихорадочным и другим заболеваниям. Как среди населения, так и среди учеников осенью и весной бывает масса больных. Участковый врач живет в 25 верстах, фельдшер — хотя и в 7 в., но он не пользуется доверием народа. Приходится обращаться в Кочелаево — другого уезда, где токмовцам оказывают мало радушия. Учащие Токмовской школы в настоящее время на свои трудовыя деньги покупают лекарства и пользуют учеников".

Общежития кроме второклассных школ, были при школах Пайгармской, Козлятской и Стяжкинской. В общежитии при Пайгармской школе проживали 20 мальчиков из окрестных деревень. От монастыря они безплатно получают стол и по праздничным дням чай. Надзор за общежитием имеет инокиня — учительница. В общежитии при Стяжкинской школе жило учеников меньшее число, чем в предшествующем году: причиною тому плохой урожай и уменьшение средств у приходскаго попечительства. В общежитии при Козлятской школе было 8 учеников, оно действовало на тех-же началах, как и прежде. Организованных ночлежных приютов не было, по во многих школах в дурную погоду деревенския дети оставались на ночлег, часто несколько дней сряду, питаясь, как случится (то хлебом и картофелем, то и горячим блюдом). Организованнаго снабжения беднейших учеников пищею и одеждою также

— 85 —

не было,— только в единичных случаях ученики получали от попечителей (преимущественно на елках) теплую одежду и обувь.

IV. Воскресныя школы.— Успехи обучения в них. Рукодельные классы и уроки техническаго рисования в сил школах.

Воскресных школ было шесть: 1) мужская в г. Пензе (в помещении Петропавловской школы). 2) в г. Н.-Ломове, 3) женская в г. Саранске (при Троицкой школе), 4—6) при казенных винных складах для рабочих и их детей в Пензе, Саранске и Краснослободске.

Пензенская мужская воскресная школа существует 10-й год. Учебный персонал ея состоял из трех священников-законоучителей, 9 учителей и учительниц общеобразовательных предметов и двух учителей техническаго рисования. Учебныя запятия начались в сентябре и окончились в мае, производились по воскресным дням от 12 до 4 час. дня, причем уроки техническаго рисования производились от 11 до часу дня. Число учащихся колеблется от 35 до 55, возраст их разнообразный, начиная от 10 лет до 30 с лишним. Распределение занятий между учащими предметное. Предметами обучения были: Закон Божий, русский язык, арифметика, техническое черчение. На каждое воскресенье составлялось расписание, кому и с какой группой в известный час заниматься. По окончании занятий предметы уроков записывались учащими в особые журналы.

По Закону Божию о.о. законоучители занимались попеременно, причем все ученики объединялись в одну группу.

— 86 —

Занятия по Закону Божию состояли из бесед, в коих излагались в важнейших моментах история домостроительства нашего спасения, главнейшия догматическия и нравственныя основы христианской веры, и практическая часть религии: молитвы, богослужение и уставы св. православной церкви. По другим предметам все учащиеся делились на несколько групп, число и состав которых разнообразились, смотря по предмету занятий. Так, по русскому языку были следующия группы: неграмотные — с ними по букварю Вахтерова изучалась грамота (чтение и письмо); знающие буквы, но не умеющие читать; читающие, но не умеющие писать. Последующия группы составляются из лиц, владеющих грамотою; таких групп было 4 в зависимости от подготовки учащихся, их возраста, степени развития. С этими группами велось объяснительное чтение по книге Алчевской и практически усвоялись главнейшия правила орфографии. Распределение учащихся на уроках арифметики по группам опять разнообразилось, смотря по познаниям каждаго. Одни изучали нумерацию и производство действий; другие, зная два первых действия, усвояли умножение, деление; третьи знакомились с именованными числами; знакомые с курсом арифметики целых чисел изучали дроби.— Учащиеся техническому рисованию разделены были на две группы. Первой группе сообщаемы были элементарныя геометрическия сведения, необходимыя для черчения; во второй группе упражнялись в черчении и рисовании фигур более трудных. Обучение техническому рисованию имело практическую цель; большинство учащихся этому предмету слесаря, плотники, токари.

В школе при Пензенском винном складе учебный персонал состоял из священника-законоучителя,

— 87 —

двух учителей и двух учительниц. Занятия в этой школе велись отдельно с малолетними и отдельно со взрослыми; с первыми три раза в неделю — в воскресенье, среду и пятницу от 4 до 6 ч. в., со взрослыми два раза в неделю от 6 до 8 ч. в. Таким образом, при винном складе было собственно две школы. Школа малолетних разделялась на две группы: первая — неграмотных, которые изучали азбуку, вторая группа составилась из детей, посещавших воскресную школу второй год или учившихся ранее в других школах; эта группа проходила курс средняго отделения нормальной школы.— Занятия со взрослыми носили такой-же характер, как и в упомянутой выше городской воскресной школе.

Н. Ломовская воскресная школа действовала второй год. Учащих в ней было 14: три священника — законоучителя, пять учителей и шесть учительниц. Учащие из светских лиц по образовательному цензу распределялись так: 1 — окончивший курс духовной академии, 2 — окончивших курс в учительском институте, 1 — окончивший курс учительской семинарии, 1 — окончивший курс военнаго училища, 1 учительница, окончившая курс в институте, 3 — окончивших курс в женской гимназии и 2 со свидетельствами на звание учительницы. Учащихся было 163, из коих от 12 до 15 лет — 67, взрослых 96. Поступило в школу неграмотных 73, полуграмотных 51 и грамотных 42. Обучавшихся в школе первый год было 90, второй 73. В виду многочисленности учащихся занятия производились в двух пунктах. Занятия были по воскресным и праздничным дням с 12 до 4 ч. дня с 28 сентября до 21 марта,— всего учебных дней было 26. Все учащиеся были разде-

— 88 —

лены на 4 основных группы, но в начале учебнаго года были еще добавочныя группы, которыя со временем были подогнаны к основным. Предметами обучения служили: Закон Божий, русский язык, арифметика. По Закону Божию занятия велись совместно со всеми группами. Сообщена священная история В. и Н. Завета, усвоены молитвы и объяснены воскресныя евангелия. Обучение грамоте в младшей группе ведено по букварям Баранова и Вахтерова. Бо второй группе прочитана книга Баранова („Добрыя семена", ч. 2) и сообщены элементарныя правила правописания. В третьей группе прочитана книга Алчевской (ч. И-я), по грамматике пройден первый выпуск книжки Некрасова, упражнялись в письменном изложении прочитаннаго по вопросам. В четвертой группе прочитан 2-й т. книги Алчевской, пройдена часть второго выпуска книжки Некрасова, упражнялись в письменном изложении прочитаннаго. По арифметике объем пройденнаго: в 1-й группе действия над круглыми десятками в пределе сотни, во 2-й — действия над любыми числами в пределе сотни, в 3-й — до 1000, в 4-й над числами любой величины.— Достигнутые школою результаты обучения, благодаря усердию учащих, можно считать хорошими.

Саранская женская воскресная школа действует пять лет. Учебный персонал состоял, кроме трех священников-законоучителей, из учителей и учительниц городских училищ и церковно-приходских школ. Учащихся было 50. Деление на группы и объем пройденнаго приблизительно таковы же, как и в Н.-Ломовской, школе. Кроме того, учащимся были предлагаемы беседы по отечественной истории и географии, а также были уроки кройки (преподавала учительница женской прогимназии).

— 89 —

Воскресная школа при Саранском винном складе состояла только из группы неграмотных (10 уч.). Преподаватели — один законоучитель и один учитель. Уроки бывали три раза в неделю с половины октября до половины марта.

Воскресная школа при Красно слободском винном складе также состояла только из группы неграмотных (17 уч.). Занятия ведены применительно к программе младшаго отделения одноклассной школы. Обучали один законоучитель и два учителя. Для взрослых грамотных рабочих была библиотека из 492 названий и устроились воскресныя чтения, но посещаемы эти чтения были мало.

V. Порядок снабжения школ учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. Книжные склады и отделения оных.

В отчетном году практиковался тот же порядок снабжения школ учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями, какой описан в прошлогоднем отчете. Но по указаниям опыта сокращено число отделений книжных складов уездных отделений: закрыты отделения складов в Н.-Ломовском и Керенском уездах и закрыт один пункт в Инсарском уезде. Оказалось в иных случаях, что децентрализация дела снабжения книгами не облегчает, а затрудняет учащих, и последним удобнее иметь дело непосредственно с уездным отделением.

Особливых затруднений в самом процессе снабжения школ книгами и пособиями не встречалось. Но испытывали затруднения некоторыя уездныя отделения в не-

— 90 —

достатке средств для того, что бы в надлежащей мере снабдить школы всем нужным. Число учащихся растет; по мере того, как усиливается одушевление и опытность учащих, растут и делаются настойчивее требования на дополнительныя и наглядныя учебныя пособия. А средства все те-же: неизбежность увеличения учительских окладов не позволяет увеличивать расходы на книги п учебныя пособия. В наибольшем затруднении были отделения Мокшанское, Инсарское, Городищенское и Саранское,— второе из них принуждено было войти в долги. Не испытывали совсем затруднений отделения Пензенское, Керенское, Наровчатское. По части качественнаго улучшения состава книжных складов и по части приобретения наглядных пособий более других сделано в уездах Н.-Ломовском и Наровчатском. В Городищенском уезде своевременному и достаточному снабжению школ, книгами некоторое затруднение явилось в том, что уездный наблюдатель хворал долгое время, а лицо, принявшее на себя в отчетном году заведывание складом отделения еще незнакомо было с уездом, его школами и их нуждами 1).

Почти все уездныя отделения испытывают затруднения в том, что не имеют особых помещений для хранения, сортировки и упаковки книг, а равно и не имеют возможности нанимать для своих надобностей нарочитой прислуги. Только Краснослободское отделение имеет для склада удобное помещение при городской церковно-приходской школе, 2) а также Мокшанское отделение имеет удовлетворительное помещение в наемной квартире.

Книжные склады существовали только для безплат-

-------------

1) В Городищенском уезде допущена была следующая ошибка в снабжении книгами: букварь Вольпера, вместо инородческих школ, попал в русския.

2) Также будет с 1904—1905 г. и в г. Городищах.

— 91 —

наго снабжения школ книгами, но письменныя принадлежности в иных случаях выдаваемы были учащим взаимообразно на предмет продажи ученикам.

(Окончание будет). См. часть 1

[Пензенския Епархиальныя ведомости, 1905, №2, 16 января 1905 г.]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира