Память Союзного государства
В канун 208-й годовщины легендарной битвы мы побывали на Бородинском поле, где гремели бои и в 1812-м, и в 1941-м
В этом году эпидемиологическая ситуация оставила Бородино без реконструкторов: проводить фестиваль, собирающий тысячи участников и зрителей, не рекомендовал Роспотребнадзор. Но мы всё равно в день 208-й годовщины поехали на поле легендарного сражения, чтобы без суеты рассмотреть обелиски и зайти в храм.
Обойти за один день все 110 квадратных километров территории Бородинского поля нереально. Поначалу, конечно, хочется изучать, вчитываться в надпись на каждом обелиске, которые тут высятся по обе стороны дороги: «Славным предкам, сражавшимся на сем месте 26 августа 1812 года». Или «Памятник лейб-гвардии Литовскому полку…». На нём, к слову, хорошо видны следы от попадания снарядов в 1941-м – получается, что перед нами памятник сразу двум войнам…
Но вскоре понимаешь: к каждому из более чем 50 обелисков, торжественно расставленных по всему полю, подойти попросту не успеешь. Ведь ещё столько всего надо увидеть. И для начала зайти в Спасо-Бородинский монастырь, который воздвигла Маргарита Нарышкина-Тучкова, вдова героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова. Именно эта обитель, а не обелиски – первый здешний памятник в честь погибших воинов.
Тут, в районе Семёновского редута, погиб её 34-летний красавец-генерал. Молодая убитая горем вдова переселилась с сыном Николаем в небольшой домик, чтобы наблюдать за строительством монастыря. Ещё, конечно, не зная, что здесь же похоронит и своего Колю, умершего подростком от сильной простуды. Ещё не догадываясь, что сама, потомственная дворянка и светская дама, примет постриг и станет игуменьей, настоятельницей монастыря…
Домик Тучковой, сгоревший в 1942-м, сейчас восстановлен, как и построенные рядом Багратионовские флеши – специальные полевые укрепления, которые делались в форме стрел (от франц. «флеш» – «стрела»). Сейчас по ним очень любят побегать дети, да и взрослые с интересом забираются: приподняться над историей, разглядеть даль, откуда наступал самонадеянный враг. Причём наступал этим путём дважды – в XIX веке француз и в XX немец. Ничему история не учит!
Бородино считается самой кровопролитной однодневной битвой в мировой батальной истории.
Подсчитали: за 12 часов сражения каждую минуту погибали около ста человек.
На главном обелиске в честь героев сражения, который поставили тут в 1839 году, написано: русских погибло 15 000, французов – 20 000. Однако историки давно оспаривают эти цифры, оценивая потери в «около 30 000 французов и более 40 000 наших воинов».
Для чего занижались цифры наших потерь? Несмотря на то что русские после Бородина отступили и сдали Наполеону Москву, Александр Первый объявил народу о нашей победе, а Кутузова всячески обласкал и наградил. Сделано это было для того, чтобы поддержать боевой дух в воинах, которым ещё только предстоял и разгром французов на Березине, и освобождение Европы, и победное шествие по Парижу...
За главным памятником – могила Багратиона, смертельное ранение он получил там, где нынче стоит монастырь. Рядом батарея Раевского, центральное укрепление русской армии, за взятие которого французы бились семь часов: это самая долгая битва в истории Бородина.
И тут же дот Второй мировой, из которого так хорошо просматривалось поле, по которому наступали немцы. Ровная местность была на руку нашим войскам в первую Отечественную и во Вторую мировую. Траншея, вырытая советскими воинами, тянется зелёным травяным ручейком прямо к насыпным укреплениям Раевского. Они снова рядом – две войны и две славы. Дотов времён Великой Отечественной при Бородине сохранилось несколько – ко всем можно подойти и рассмотреть, как это было устроено. Вокруг некоторых сохранились траншеи.
Как ни странно, главный памятник героям 1812 года разрушили в 1932-м как «не имеющий ценности». Пострадала и могила Багратиона. И это при том, что советская власть вроде как всячески поощряла изучение Бородина, лермонтовское стихотворение наши школьники зубрили наизусть, а лихих гусар, которые прогнали французов, казалось, ценили не меньше декабристов, прощая и тем, и другим столь непопулярное в СССР дворянское происхождение. Что касается памятника, подозреваю, советских идеологов не устроили купол и крест на нём, которые бережно восстановили только в 1987 году. Вместе с надписями. Вот, к слову, ещё одна:
«Вторглось в Россию 554 000 человек. Возвратилось 79 000».
– Надо по всей границе России таблички с такой надписью поставить, – рассуждает проходящая мимо парочка. – Для НАТО, которое все пытается к нам подобраться.
Сейчас отреставрирован, конечно, не только главный памятник, но и практически уничтоженный немцами музей Бородинской битвы. Он окружён пушками, на гравировке которых читаются годы выпуска: 1780-й, 1781-й.
Восстановлен сожжённый в 1942 году домик игуменьи Марии – той самой вдовы Александра Тучкова, которая создала монастырь. Давно вернулись на обелиски сдёрнутые когда-то при советской власти царские символы – орлы. Обновлены гранитные памятники советским солдатам. Только тот, в самом начале, памятник воинам 1812 года, по которому прошлись снаряды фашистских орудий, обновлять не стали. Чтобы так и остался памятником двум войнам.
Наталия АНДРЕАССЕН, Москва
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН, Иван ВИСЛОВ, shutterstock.com
Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 10, 2020
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
Материалы по теме:
Журавлиная песня ржевского мемориала
Монумент Победы задумали в 1942 году
Красные яблоки на снегу 1944-го…