Если обратиться к Буквице, то за отношения в ней отвечает буквица Иже. Иже очень сложная и важная буквица. Важная просто потому, что вся наша жизнь – это диалог, либо с миром, либо с собой, либо друг с другом. И чем лучше мы с вами ее поймем, тем лучше мы поймем то, что происходит с нами в процессе общения, в процессе взаимодействия друг с другом. И конечно, очень важно каждому из нас активировать внутри себя архетип данной буквицы.
Итак. Одно из главных значений буквицы Иже – отношения. Отношения кого-то с кем-то. Причем графический образ буквицы показывает, что эти отношения строятся по восходящей линии. Две вертикали соединены восходящей диагональю. Диагональ восходит слева направо, а с точки зрения символики, левая часть – это материя, правая – это дух. Левая часть у нас земная, правая – небесная. Материнская и отцовская, женская и мужская, человеческая и божеская и т д. Т е буквица Иже говорит о взаимодействии неких бинарных оппозиций. Есть два противостоящих субъекта, которые взаимодействуют.
С точки зрения буквицы Иже, любые отношения, это отношения направленные на повышение уровней вибрации каждого участника отношений. Более того, в этих отношениях всегда кто-то является носителем эталонной частоты, а кто-то является носителем актуальной частоты, т е той частоты, которую он имеет. Носитель эталонной частоты символизируется правой вертикалью, носитель актуальной частоты – левой вертикалью. А вот диагональ означает восхождение, повышение частотного уровня. Поэтому даже когда речь заходит об отношениях мужчины и женщины, считается, что мужчина должен быть старше женщины как минимум на пять лет. Т е мужчина должен быть старее женщины. По уму, по развитию, по мироощущению, по мировосприятию. Он должен быть носителем так называемой мировоззренческой компетенции.
Если мужчина духовно, душевно, интеллектуально младше женщины, то такой союз, с точки зрения Иже, невозможен. Или ни к чему хорошему это не приведет. Просто потому, что это будет такой обратный союз, в котором женщина станет головой а не телом. А с точки зрения древней традиции мужчина всегда символизирует голову, разум, мудрость, интеллект, сознание, как таковое, субъективность, как таковую, а женщина символизирует тело. Поэтому, когда мужское и женское соединяются в пространстве отношений, формируется единый организм, состоящий из головы мужчины и тела женщины. Следовательно, в каком-то смысле, буквицу Иже можно рассматривать как отношения с другим и как отношения с самим собой.
Если это отношения с самим собой, то это отношения сознательного и бессознательного. В данном случае сознательное – это мужское начало, бессознательное – женское.
Если это отношения с другим, то это отношения мужчины и женщины, матери и отца, неба и земли и так дальше.
Таким образом, Иже говорит нам о том, что двое должны стать одним. По сути, это соединение чего-то разъединенного чем-то. Изначально, если посмотреть на эту буквицу с точки зрения высшего аспекта, то это двуединство. Когда двое есть одно целое. Как голова и тело, которые не могут существовать друг без друга. Это говорит о том, что разъединенные отношения – это не жизнеспособные отношения. Отношения жизнеспособны только в том случае, если они соединяют, если они приобщают каждого, входящего в пространство отношений, друг с другом. По сути, это буквица приобщения. Это буквица нашей причастности к высшему, если мы говорим о человеке, и приобщенности нас друг к другу.
В буквице так же присутствует очень важный закон – чем более человеческое в нас причастно к божественному, тем более мы приобщены к другому вне нас. Наша способность быть приобщенным к другому, зависит от нашей способности быть причастными к божественному в нас. Соответственно, чем дальше мы от божественного, тем дальше мы дистанцируемся друг от друга в нашей повседневной жизни. Психологическая дистанция, которая определяет нашу близость либо отдаленность друг от друга, определяется нашей причастностью к высшему в нас. Чем дальше мы от бога, тем дальше мы друг от друга. Чем ближе мы к богу, тем ближе мы друг к другу.
Если мы посмотрим на Иже в формате 7х7 самой Буквицы, то мы увидим, что над буквицей Иже располагается Глаголь, а под ней буквица Нашъ.
Нашъ – это чувство родства. близости. Т е, если мы правильно выстраиваем отношения, то в результате мы становимся своими, мы становимся нашими. А путем к этому является буквица Глаголи. Некая сила, некая энергия, некие действия и поступки. А если посмотреть на Глаголи с точки зрения действий высшего по отношению к нам, то мы становимся проводниками небесного глагола, небесных энергий. И до сих пор, в переводе с греческого, энергия – это глагол, действие.
Если в пространстве отношений каждый из нас проводит эту энергию через себя, то благодаря этой проводимости мы начинаем сближаться друг с другом. И чем выше наша проводимость высшего, тем ближе мы друг к другу. И тем больше вероятность того, что мы станем едиными по духу, едиными по крови, едиными по вере, по языку, по взглядам. Т е станем своими, станем нашими.
Таким образом, буквица Иже утверждает, что в пространстве отношений мы должны расти. Отношения – это пространство духовного роста. Это пространство приобщения к богу через отношения друг с другом, а также это пространство приобщения друг к другу через причастность к богу.
ОТНОШЕНИЯ
Теперь давайте попытаемся понять смысл слова «отношения». Т е от чего-то к чему-то что-то несется. От-ношение. Это означает, что любые отношения построены на потребности давать. Не брать что-то от другого, а от потребности давать. Если мне нечего дать другому, то я не смогу выстроить отношения. А что я могу дать? Я могу дать лишь то, что у меня есть. Я не могу дать то, чего у меня нет. Т е в твой мир я могу принести лишь то, что есть в моем мире. В этом и есть смысл отношений. Твой мир, по имени Ты, мой мир, по имени Я, я из своего мира твоему миру что-то несу. Какой-то подарок, какой-то дар. Т е отношения зависят от того, что находится во мне. Отношения зависят от того содержания, которое я несу в себе, и которым я готов поделиться с другим. Это означает, что отношения всегда строятся на чувстве избытка, потому что если я что-то даю и при этом теряю, это не есть отношения с точки зрения смысла самого слова. Я могу дать лишь то, чего у меня очень много. Я могу поделиться избытком, потому что меня это переполняет. И вот это чувство переполненности я и несу другому.
Таким образом, в основе любых отношений лежит то, чего у меня много, и чем я могу поделиться с другим, не истощая самого себя. Потому что, если меня отношения будут истощать, не будет выполняться главное условие развития. Потому что я могу выйти на новый уровень только в том случае, если предыдущий уровень у меня полностью реализован. Если там есть какая-то ущербность, пока я этот ущерб не восполню, я не смогу перейти на другой уровень. А если отношения даются нам для того, чтобы переходить с уровня на уровень, значит, я должен быть преисполнен чем-то.
ИЗБЫТОК И ИЗЛИШЕК
В русском языке есть два очень важных слова – избыток и излишек. И вот на этих двух концептах избытка и излишка, собственно говоря, и строятся отношения. Т е отношения строятся по принципу избыточествования, т е того, что исходит из моего бытия. Говоря другими словами, избыток – это результат моей реализованности. В результате моей реализованности что-то сформировалось и я, это сформированное, как дар могу преподнести другому. Но есть и слово излишек. Это то, что исходит из лиха. Лихо - это какое-то внутреннее зло, какой-то внутренний недостаток, которого очень много. И вот этим недостатком, этим злом мы и начинаем делиться с другими. Только со знаком минус. Ведь нас переполняет либо добро, чувство собственной реализованности, либо зло, чувство нереализованности, из-за которой нас переполняет лихо. И тогда отношения переходят из желания дать что-то другому в желание забрать. Если во мне живет недостача, я хочу эту недостачу восполнить за счет другого человека. За счет ресурсов, которыми он обладает. И это уже отношения со знаком минус, т е буквица Иже в теневом аспекте. Это отношения лихвы, отношения нехватки и недостачи. Другой нам нужен не для того, чтобы что-то дать, а для того, чтобы что-то у него взять. Взять то, чего нам не хватает. И тогда отношения становятся потребительскими. Т е мы в пространстве отношений не одариваем друг друга избытком нашего внутреннего блага, а потребляем друг друга.
Вслушайтесь в слово потребление: я потребляю то, что мне необходимо. Т е то, что мне потребно. Слово треба в переводе с русского на русский означает жертву. В древности богам преподносились требы. И в данном случае, когда я нахожусь в позиции потребителя, я хочу чтобы другой мне приносил требы. Т е я ставлю себя в позицию господина, я ставлю себя в позицию бога, и требую от другого, чтобы он мне что-то постоянно приносил, все время что-то мне давал. И основное требование, с точки зрения современной психологии, которое мы предъявляем другому, это требование любви. Почему? Да потому, что именно любви нам сегодня и не хватает. Мы вступаем в отношения не потому, что любим, а потому, что нам не хватает любви.
Буквица Иже в позитивном аспекте говорит об отношениях, которые строятся по любви. В негативе она говорит об отношениях, которые строятся на острой нехватке любви. И другой мне нужен для того, чтобы он меня этой любовью одарил. Я требую это от другого. Это именно наше требование. Мы его, как правило, не проговариваем. Но если я тебя люблю, дальше следует «то»: дай мне это, это, это. Мы прикрываемся словами любви для того, чтобы получить требуемое нами: любовь, которой у нас на самом деле нет. Это означает только одно: когда мы говорим друг другу, что любим друг друга, мы врем. Это такой взаимный обман, наша такая игра: кто первым скажет, что я тебя люблю. Кто первый сказал, тому второй должен. Но проблема, с точки зрения Иже, заключается в том, что и тот и другой в отношениях обделены любовью. Ни тот ни другой любить не умеет. Тот и другой нуждается в любви. Мы входим в отношения не в состоянии духовного богатства, а входим в отношения в ситуации духовной нищеты. И, по сути, побираемся. Вот об этом нам и рассказывает буквица Иже.
И основная тайна буквицы Иже заключается в том, что мы выстраиваем отношения не на избытке, а на излишке, не из желания дать, а из желания взять. И сегодня, как мы видим, отношения строятся именно в этом ключе.