Как и у каждого великого режиссера, у Леонида Иовича Гайдая были взлеты и спады в творчестве. Но, когда случайно в очередной раз смотришь «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года, а затем «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», понимаешь какая пропасть между этими двумя комедиями.
Первая входит в золотой фонд отечественного кинематографа, а вторая была в после зрения зрителя, после чего канула в лету вместе с целой плеядой «кооперативного кино».
Почему так произошло – разбираемся вместе в публикации и комментариях.
1.Это игра актеров. В «Иване Васильевиче» главные роли достались замечательным драматическим актерам Юрию Яковлеву и Леониду Куравлеву, а в «Дерибасовской» - Дмитрий Харатьяну. Он после выхода «Гардемаринов» был актеров модным и известным. Но все-таки до Куравлева и Яковлева ему далеко. Куравлев появляется в поздней комедии Гайдая, но только в эпизодической роли Горбачева.
Харатьян очень старается, но играет не смешно. Есть в последнем фильме режиссера Армен Джигарханян, Андрей Мягков и Эммануил Виторган. Но актерский ансамбль здесь не выстроен, в отличие от «Ивана Васильевича», где коллектив слажен идеально.
2.Промах сценаристов в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». «Иван Васильевич» был основан на классическом произведении Михаила Булгакова. Автор сценария второго фильма – Аркадий Инин. Это хороший автор, но в его сценарии нет цельности. Нет здесь нужной динамики и цельности сюжета.
3.Главный недостаток фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» - шутки, которые были актуальны здесь и сейчас. Прошло то время, и смеяться над не самым лучшим периодом отечественной истории просто нет смысла.
Складывается впечатление, что шутками про КГБ, эмиграцию и кооперацию режиссер хотел отыграться за времена, когда за такое фильм положили бы на полку. А может быть свою роль здесь сыграла отмена худсоветов, которые своими ограничениями вынуждали Гайдая искать талантливые пути обхода препонов. Свобода не пошла великому мастеру на пользу.
Ну, и в качестве вывода: фильм был снят в очень странные и переломные годы в России. Которая не знала, куда пойдет дальше. И шутить в такое время опасно именно в творческом плане – крайне трудно попасть в точку. Гайдай не попал. В итоге вышел своеобразный памятник кооперации. Не более.
Подписаться на канал «КиноНытик»