Найти тему
Закрытая книга

«Фантастика ближнего прицела»: рождение, смерть и возрождение жанра

Оглавление

Достаточно интересный жанр по своей сути. Про будущее далёкое писать можно без труда: сбудется, не сбудется, то когда ещё будет.
Об исторической правоте Азимова и Станислава Лема мы можем более-менее судить только сейчас, когда их книги перешли в тот самый разряд «фантастики ближнего прицела» (причём с оговорками, но
осуществимой).

Куда как сложнее писать о том, что сбудется (или не сбудется) уже в ближайшие лет так ____ть. Потому что если ты не справишься здесь — тебе это припомнят обязательно.
Итак, предлагаю разобраться — каковы наиболее характерные черты жанра, как он развивался, и что вызвало его стремительное возрождение.

Вроде как и очевидное будущее, но что-то... Подозрительно знакомое в нём есть. Работа (C) Andrey_Goopsa, Пикабу, где-то в районе (поза)прошлого года.
Вроде как и очевидное будущее, но что-то... Подозрительно знакомое в нём есть. Работа (C) Andrey_Goopsa, Пикабу, где-то в районе (поза)прошлого года.
Внимание! Це лонгрид, если вы в маршрутке — смело «сохраняйте репостом», потом дочитаете и репост удалите. Вам — удобство, мне — польза.

Достаточно интересный жанр по своей сути. Про будущее далёкое писать можно без труда: сбудется, не сбудется, то когда ещё будет. Об исторической правоте Азимова и Станислава Лема мы можем более-менее судить только сейчас, когда их книги перешли в тот самый разряд «фантастики ближнего прицела» (причём с оговорками, но осуществимой).

Куда как сложнее писать о том, что сбудется (или не сбудется) уже в ближайшие лет так ____ть. Потому что если ты не справишься здесь — тебе это припомнят обязательно. Итак, предлагаю разобраться — каковы наиболее характерные черты жанра, как он развивался, и что вызвало его стремительное возрождение.

Что такое «Фантастика ближнего прицела»?

Вообще-то, как по мне — для того, чтобы выделить её основные черты надо сначала понять, откуда она такая взялась.

Почему авторы начали фантазировать «на ближайшую перспективу»?

И ответ тут, в сущности, очевиден: научно-технический прогресс и его скорость. В годы зарождения фантастики ближнего прицела считалось, что происходящая на глазах научно-техническая революция — это навсегда, что технический прогресс — это такая себе экспонента, и в будущем будет только ускоряться.

Из века аграрного — в век космический!

И как они это начали делать

Вперёд, смелее, в светлое будущее шагом марш!
Вперёд, смелее, в светлое будущее шагом марш!

А вот здесь-то и скрывалась основная «засада»: твои предсказания легко проверить. Из этого следует, что НФ «ближнего прицела» была крайне консервативна на общем фоне: брались уже имеющиеся изобретения и физические принципы, а затем экстраполировались в будущее.

Иногда удачно, иногда нет, но хорошая НФ «ближнего прицела» (да, впрочем, и дальнего) всё равно должна проходить по трём критериям.

Так, например, Жюль Верн успешно «экстраполировал» и появление подводных лодок в «Двадцать тысяч лье под водой», и зарождение индустриальных «моногородов» в «Пятистах миллионах бегумы», и многое, многое другое. Григорий Адамов же успешно предсказал, например, появление и развитие геотермальных электростанций («Победители недр») и европейский триумф солнечной/«зелёной» энергетики с массовым распространением электромобилей («Пути будущего»).

От каждого я взял только по два примера, но в целом можно вынести следующее:

  • Место действия — «наша родная Земля» лет эдак через ...цать, но не слишком много.
  • Кардинальных перемен в образе жизни не наступило: те же люди, та же мораль.
  • Большой акцент на описании инноваций, с одной стороны — перетряхнувших жизнь, но с другой стороны — в целом оставивших всё так же, как и было в плане общества.
  • Несмотря на то, что существенная часть предсказанного сбылась, временной разрыв между временем написания и временем действия нужно умножать примерно на два, и тогда получается удивительно реалистично.

Так, с тем, что такое «НФ ближнего прицела» мы разобрались, а теперь предлагаю разобраться с тем, что вызвало упадок этого жанра в начале шестидесятых годов XX века.

Упадок «ближнего прицела»: с чем он связан?

А связан он с тем, что научно-техническая революция вдруг как-то резко сбавила обороты. Вспоминаем про последний пункт из прошлого раздела: времена предсказанного наступали, но что-то как-то не сбывалось.

Какие, к чорту, изменения, у нас эта модель тридцать лет на конвейере и втрое дольше на дорогах будет, вы о чём? Надежды нет...
Какие, к чорту, изменения, у нас эта модель тридцать лет на конвейере и втрое дольше на дорогах будет, вы о чём? Надежды нет...

Да и в целом — возникло впечатление, что кривая научно-технического прогресса на самом деле представляет собой параболу с пиком в районе тридцатых, а дальше всё будет замедляться и замедляться до полной остановки.

В самом деле, ничего принципиально нового типа «больших» ракет или силы атома как-то не открыли, до луны-то дотянулись еле-еле, а на Марс как-то публично уже и не замахиваются... В СССР всё стало вообще очень грустно, так как инновации из общественного взгляда исчезли вовсе, а после отсутствия хоть какого-то ответа на «Луну в цветах американского флага» ожидания и вовсе рухнули «на дно».

Таким образом «ближний прицел» кое-как потрепыхался до конца шестидесятых — «у нас» и семидесятых — «у них», но в итоге заглох.

В это же время начала набирать обороты научная фантастика «классическая», изображающая далёкое-далёкое будущее под лозунгом «а кто его знает, что там будет в будущем, один чёрт не доживём», и понеслась. Исай Давыдов, Стругацкие, Ефремов... И это только у нас, на западе их было не меньше, но если тут расписывать всех — не влезет.

Казалось бы — всё, приехали, о будущем можно только мечтать в стиле «а вот лет так через...», но тут наступает событие, которое могло бы привести к возрождению жанра, и вот оно, казалось бы...

Компьютерная революция: первый «подход к снаряду»

Посмотрите под/на стол. Компьютеры неотъемлемо вошли в нашу повседневную жизнь быстрее, чем электрическое освещение, задумайтесь над этим!
Посмотрите под/на стол. Компьютеры неотъемлемо вошли в нашу повседневную жизнь быстрее, чем электрическое освещение, задумайтесь над этим!

И вот здесь проблема в том, что в этот раз кардинальные изменения произошли слишком быстро: со второй половины восьмидесятых по вторую половину девяностых, а потом — опять унылый количественный рост надоев. Быстрее процессоры, быстрее интернет, но в целом всё по-прежнему.

С учётом того, что вокруг всё ещё была «доинтернетная эпоха», а книги писались по году-два минимум — слишком малый «лаг» для полноценной реакции писательского общества, а когда уже «созрели» — из новинки всё стало обыденностью.

Западный мир отреагировал на это мимолётным киберпанком (который, как ни крути, тоже «фантастика ближнего прицела» во всей своей красе), а у нас... А у нас была Перестройка-Катастройка-П...., и было как-то не до мыслей о будущем. Разве что Лукьяненко выдал шедевральный на все времена «Лабиринт отражений» (серьёзно, таким количеством отсылок в других книгах, хоть как-то относящихся к фантастике не может похвастаться ни одно отечественное произведение в принципе), но это скорее всё же не фантастика, а «альтистория».

И вот опять — унылые, полные безысходности «трудовыебудни». Спонтанный всплеск или...

Второй «подход к снаряду»: космическая, нейроэлектронная и нейросетевая революции. Одновременно.

И вот мы подобрались к настоящему времени. Прошлое десятилетие наглядно показало, что технологический прогресс — это не экспонента и не парабола, а синусоида. Всплеск-спад, всплеск-спад...

Что самое интересное — в наше время наложились сразу три таких всплеска.

  • Космическая революция. SpaceX и возрождение стремления в «Большой Космос» у всех стран, тут даже сказать-то больше нечего. Кажется, что Марс никогда не был так близок, как сейчас, а орбитальный интернет ждёт уже в следующей пятилетке-за-три-дня.
  • Нейросетевая революция. Генерация текста, голоса, «умная» обработка изображений... Шпионаж «по-Оруэллу». Это и многое другое происходит прямо на наших глазах, заставляя беспокоиться за потерю работы в неведомом грядущем даже лиц творческих специальностей.
  • Нейроэлектронная революция. Пока на горизонте, но штурмует реальность всё ускоряющимися темпами. Настолько ускоряющимися, что уже представлены рабочие прототипы.
Ещё никогда Марс не был так близко, даже близко... Простите за каламбур.
Ещё никогда Марс не был так близко, даже близко... Простите за каламбур.

И вот из-за этого резкого «технологического всплеска», продолжающегося вот уже десять лет и всё никак не собирающегося тормозить (скорее даже наоборот: такое впечатление, что даже до пика ещё года два) мы сейчас можем наблюдать «в прямом эфире» самый настоящий ренессанс фантастики ближнего прицела, причём с невиданным ранее дроблением на поджанры:

  • Космическая революция возродила «твёрдую» НФ ближнего прицела. Одно слово: «Марсианин» Энди Вейера.
  • Нейросетевая революция дала новый пинок социальной фантастике и антиутопиям в сеттинге «+10». Китайская система социального рейтинга и американское «мерянье очками» в соцсетях тому прямо-таки категорически способствуют.
  • Нейроэлектронная же революция в наиболее жестокой форме прошлась по странам СНГ, наложившись на бум «попаданцев» нулевых и породив новый жанр «ЛитРПГ». По буржуям это, впрочем, тоже аукнулось, но там это всё больше ушло в кино. И опять-таки ближний прицел.

И на этом я, пожалуй, закончу, а то портянка какая-то выходит. Напоследок оставлю прекрасную короткометражку «два в одном»: общество после как нейросетевой, так и нейроэлектронной революций. Пугающе, блин, реалистично в свете последних событий.

***

Если вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.

Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи

—>4 факта, которые могут изменить мнение о Мире Полудня Стругацких. Коммунизм, увы, не наступил даже там.
—>Как писатели реанимируют «мертворождённых» героев, и почему это плохо
—>Открытая книга: Исай Давыдов, трилогия «Я вернусь через тысячу лет»