Сухой рациональный подход, где всё
просчитано и взвешено, не оставляют
места ни теплу, ни душевной щедрости.
Счастье может быть лишь в настоящем, которое на миг озаряет нас и навсегда уходит в прошлое, и, если прошлое ярким и добрым светом отзывается в нашей памяти – значит, мы счастливы в настоящем. Жизнь обладает собственными категориями времени и пространства, которые не всегда вписываются в рамки категорий философских. Наши поступки всего лишь отдельные звенья одной единой и большой цепи – реальности, которую создаем сами, формируем каждое ее звено, выражая его в деятельности, интересах, убеждениях. А в чем смысл жизни? А если он в нашей личной жизни? Безусловно, на такой вопрос сможет ответить только один человек. Это мы сами.
Наша деятельность, и те люди, с которыми мы встречаемся в жизни, с которыми идем по жизни, они несут в себе какой-то смысл, который волшебным образом вплетается в смысл нашего существования.
Для меня таким человеком был Вахитов Риза Фазылович, который обладал удивительной способностью озарять добрым светом, наполнять радостью всех тех, кто шагал рядом с ним, всех тех, с кем он общался. Его глаза лучились чистотой и искренностью, а лицо было всегда озарено мягкой улыбкой. Его походка и манера общаться со всеми поражала, исходившей от его величественной фигуры ненавязчивой уверенностью. За его густой ежик седых волос на голове некоторые студенты в разговорах меж собой называли «кыш бабай», но за его рост высокий, прямую осанку и строевую офицерскую походку, большинство физматовцев в разговорах называли «перпендикуляр». Часто приходилось слышать в коридорах общежития: - «Ну что, сдал вышку «перпендикуляру?». И только физматовец мог понять этот своеобразный сленг, который означал – «Сдал высшую алгебру Ризе Фазыловичу?»
Мне кажется, в содержании такого определения есть и глубоко внутренние мотивы. Риза Фазылович был прям в своих суждениях, но его прямота не оскорбляла и не унижала никого. Только с годами, прожитыми, я понял и осознал прямоту Ризы Фазыловича - исполнение долга, следование велениям совести - придают личности тот моральный статус, который отражен в понятиях "достоинство", "честь" и "благородство". Да, именно чувства благородства, чести и достоинства были основополагающими началами в жизни Вахитова Р.Ф.
Глубоко запомнилось, как он принимал экзамены. Раздав билеты, он оставлял всех в аудитории и выходил в коридор, где обязательно с кем – то начинал разговор о жизни, о погоде или же о новостях спортивного мира. Эти разговоры длились минут 10-15, то есть достаточно продолжительно, чтобы студенты не уверенные в своих знаниях могли проконсультироваться со своими сокурсниками. Подойдя к аудитории, Риза Фазылович обязательно громко с кем - то поздоровается, приоткроет двери и продолжая громкий разговор, заходит в аудиторию обязательно спиной. Тем самым он не хотел никого унизить, застав студента врасплох, в его попытках выудить у товарищей хоть малую толику чего полезного для ответа по билету.
Деликатность Ризы Фазыловича ничуть не меньше герцеговской деликатности. Однажды на приеме у герцога Гастона Орлеанского пропали его любимые золотые часы с боем. Кто-то из присутствующих предложил: "Надобно закрыть двери и всех обыскать!" Герцог ответил: "Наоборот, господа, все свободны. Скоро часы начнут бить и выдадут того, кто их присвоил: ему будет неловко…» (исторический факт; XVIII век).
Для ответа по экзамену к Вахитову Р.Ф. садились с множеством исписанных листков, но Риза Фазылович с доброй улыбкой говорил:
- Как итог наших предшествующих встреч на лекциях, практических занятиях, учитывая вашу активность, я оцениваю вашу работу на «хорошо» и если вы не согласны, то докажите, что я не справедлив к вам. Для этого вы должны доказать любую теорему, которую я предложу.
Конечно, многие с огромной радостью соглашались. Редко находились желающие опровергнуть мнение Вахитова Р.Ф. Но такие случаи происходили, и тогда, не согласившись с предложением преподавателя, упорные студенты напрашивались на контрольные вопросы. Убедившись в достойных познаниях студента высшей алгебры, Риза Фазылович на всю аудиторию объявлял:
- Ну что ж дорогой мой! Я рад, что ошибался в вашем усердии, посему прошу прощения и с удовольствием ставлю вам «отлично». Пусть ваше упорство явится примером для остальных – за справедливость бороться надо всегда!
На склоне своих лет я осознал и понял, что Вахитов Риза Фазылович не только преподавал нам высшую алгебру, а учил нас БЛАГОРОДСТВУ! Признать свою ошибку, извиниться, если ты был не прав, не бояться попасть в глупое или трудное положение ради доброго дела — это не значит поступиться собственным достоинством, а значит поступить великодушно.
Впоследствии, когда сам читал лекции по юриспруденции в Уфимском юридическом институте МВД России и экзаменовал своих курсантов, я всегда вспоминал Вахитова Ризу Фазыловича и его уроки благородства.
Свои небольшие воспоминания о Вахитове Ризе Фазыловиче я хотел бы завершить с обращением ко всем, кто прочитает эти строки. Коллектив преподавателей Бирского филиала БашГУ вооружает своих учеников не только компетентностью и компетенцией, но и метакомпетентностью, которая, как системное свойство личности, позволяет выступать выпускнику высоконравственным гражданином с активной общественной позицией и на протяжении всей жизни самовыражаться в любой жизненной ситуации, решая задачи любого характера!
Жизнь настолько быстротечна, что мы не всегда успеваем выразить слова благодарности и признательности своим наставникам, своим УЧИТЕЛЯМ! Но уверяю Вас: - Вы все всегда в наших сердцах!
Всему коллективу Бирского филиала БашГУ низкий поклон и искренняя благодарность за ваш ТРУД, результаты которого будут ВЕЧНО отзываться в сердцах Ваших выпускников, с готовностью следовать к Вечной истине!