В приличном обществе говорить о деньгах не принято, но согласитесь, тема волнующая? Сегодня у нас есть отличный повод поднять эту тему: 11 октября 1922 года декретом Совнаркома в РСФСР была введена новая, «революционная» денежная единица — червонец. Целью большой денежной реформы было восстановить золотое обеспечение денег — именно об этом был заказан плакат Владимиру Маяковскому:
Равны серебро
И новый бумажный билет,
Ныне
Меж ними
Разницы нет.
Бери,
Какая бумажка больше на вкус, —
Теперь и бумажкам твердый курс.
А как вообще обстояло у поэтов дело с деньгами? Взять, например, того же Маяковского. Наверняка вы слышали легенду о том, что поэт придумал свою знаменитую «лесенку» из-за денег: якобы Маяковскому платили за стихи по строчкам, и он искусственно раздувал стихотворение, чтобы получить гонорар побольше. Это неправда: в статье «Как делать стихи» Маяковский вполне логично обосновывает «лесенку» чисто творческой необходимостью подсказать читателю точную интонацию стиха. К тому же Владимир Маяковский и без всяких лесенок недурно зарабатывал, что можно понять из его налоговых документов: в год он зарабатывал около 12 000 рублей — для сравнения, годовой заработок рабочего составлял в то время около 900 рублей. Однако не весь доход Маяковского обеспечивали стихи: вы же помните его рекламные плакаты? Можно сказать, что Маяковский трудился копирайтером — совсем как многие творческие люди сегодня.
При этом в культуре прочно закрепился образ поэта как человека, вечно жалующегося на нехватку денег. Как так вышло? Расскажем на примере «нашего всего» — Пушкина. За публикацию своих произведений Александр Сергеевич получал баснословные и по тогдашним, и по нынешним временам гонорары. Например, гонорар за первое полное издание «Евгения Онегина» составил 12 000 рублей: в приблизительном пересчёте на сегодняшние деньги через стоимость серебра это около 1,5 миллиона рублей. Круто, да? Однако эта сумма уже не кажется такой уж крупной, если посмотреть на расходы поэта: на жизнь Пушкину и его семье требовалось не менее 30 000 рублей в год. А
«Онегин», сами понимаете, не каждый месяц впервые публикуется. Вот и не удивительно, что после смерти поэт оставил долгов на 80 000 рублей.
Если не получалось даже у Пушкина — что говорить о других поэтах. Многие из них, чтобы свести концы с концами, трудились на поприщах, вообще не связанных с текстами, особенно в советское время, когда можно было легко загреметь в больницу или ссылку за тунеядство. Не понаслышке знал об этом Иосиф Бродский — завершим наш рассказ строчками из его «Речи о пролитом молоке», настоящего гимна «эпохи дворников и сторожей»:
Не могу я встать и поехать в гости
ни к приятелю, у которого плачут детки,
ни в семейный дом, ни к знакомой девке.
Всюду необходимы деньги.
Я сижу на стуле, трясусь от злости.
#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_памятныедаты