«Ура́л» — советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе. В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72.
В 2013 году выпускались следующие модели:
- с коляской: «Урал-T», «Турист», «Патруль 2WD», «Gear-UP», «Ретро».
- одиночки (без коляски): «Ретро Соло» и «Соло sT».
Данные мотоциклы оснащены четырёхтактным двухцилиндровым двигателем объёмом 750 сс мощностью 41 л. с. (30 кВт), 4-ступенчатой КПП с задним ходом и карданным приводом заднего колеса.
1. М-72 (1941-1960)
Копия немецкого мотоцикла BMW R71.
Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте. Макс. скорость 110 км\ч, с коляской 95 км\ч.
2. М-62 (1961-1965)
С 1961 года начали выпуск модели М-62. Новый мотоцикл отличался новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания, благодаря которому мощность двигателя увеличилась на 2 л. с. и составила 28 л.с. Подверглась модернизации и коробка передач — вместо кулачковых были установлены зубчатые муфты включения. Коробка передач была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ). Кроме того, в новой модели были увеличены ходы подвесок и изменена форма кожухов передней вилки.
3. М-63 (1963-1971)
Двигатель М-63 во многом похож на М-61 и М-62, но имеет принципиальные конструктивные особенности.
Конструкция картера двигателя отличается большой технологичностью и простотой; его вес гораздо меньше, чем у М-62 (даже вес опытного картера, изготовленного отливкой в землю, оказался на 700 граммов меньше по сравнению со старым серийным).
Коробка передач мотоцикла «М-63» — мелкошлицевая, аналогичная М-62 «Урал», но устранено слабое место прежней коробки — быстро изнашивались ось и втулка педали ножного переключения. Новый механизм переключения передач закрытого типа, работает в масляной ванне и защищен от пыли и грязи. Это улучшило и внешний вид, и упростило конструкцию коробки передач, которая стала устанавливается и на мотоцикл К-750.
Карданный привод: в качестве привода на заднее колесо по-прежнему используется карданный вал. Причем вал на М-63 отодвинут от колеса на 5 мм, так как планировалось, что мотоциклы ирбитского завода будут выпускаться на более широких шинах. В главной передаче установлен более надежный двухкромочный воротниковый сальник.
Ходовая часть подверглась коренной реконструкции. Впервые на серийных мотоциклах ИМЗ введена маятниковая подвеска с пружинно-гидравлическими амортизаторами для подвески заднего колеса (позднее аналогичная подвеска введена на колесе коляски), что значительно повысило комфортабельность мотоцикла и его долговечность. Гидравлическая часть задних амортизаторов почти полностью заимствована от амортизаторов автомобиля «Москвич». Маятниковая вилка заднего колеса установлена в раме на резиновых сайлент-блоках. Подвеска переднего колеса осталась прежней конструкции, но стала единой для мотоциклов ирбитского и киевского мотоциклетных заводов. Новые грязевые щитки расширены по профилю, установлены над колесом с большими зазорами, в нижней части имеют специальные резиновые брызговики. Бензобак также изменился и стал проще в производстве.
4. М-66 (1971-1975)
М-66 стал продолжением модельного ряда мотоциклов Урал, сменив М-63. Первый М-66 был выпущен в 1971 году на Ирбитском мотоциклетном заводе. В конструкцию данной модели были внесены значительные изменения, по сравнению с предыдущей моделью М-63. Был усовершенствован двигатель. Его мощность повысилась с 28 л.с. до 32 л.с. Повысилась степень сжатия с 6,2 до 7. Была повышена надежность и долговечность коленчатого вала: усилены шатунная шейка и нижняя головка шатуна;В систему смазки введен полнопоточный бумажный фильтр и воздухоочиститель с бумажным элементом;Перья передней вилки были сделаны из труб увеличенного диаметра.В соединении выпускной трубы с глушителем, была добавлена накидная гайка с асбестовым шнуром для создания герметичности.Изменена конструкция рамы, передней вилки, форма бака и руля.Так же, на мотоцикл установили указатели поворотов и новые фонари.
5. М-67-36 (1976-1984)
Максимальная скорость 105 км/ч.
Двигатель двухцилиндровый, оппозитный, четырёхтактный. Рабочий объем 649 сс. Мощность двигателя 36 л. с. На «М-67-36» устанавливалось два карбюратора К-301Г. Объём топливного бака 19 л. Расход топлива — около 8 л. на 100 км, бензин А-76. Коробка передач четырёхступенчатая, сцепление двухдисковое, сухого типа. Собственная масса мотоцикла 330 кг. Грузоподъёмность — 250кг. Электрооборудование — 12-вольтовое, однопроводное.
Это все что я смог найти. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.