Найти тему
Советские фильмы

Фильм на все времена. Кто он, «Свой среди чужих, чужой среди своих»?

Всё началось с увлечения молодого режиссёра Никиты Михалкова итальянскими вестернами. Его вдохновляла трилогия Серджо Лионе в знаменитым Клином Иствудом.

Постер фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"
Постер фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Однажды он наткнулся на небольшую заметку в журнале, где рассказывалось о «красном золоте», которое в годы Гражданской войны большевики везли из Сибири в Москву. Золото было реквизировано у «буржуев», но было похищено бандитами, затем кочевало из рук в руки, пока чекисты не отбили его у белогвардейской банды. Эта история так понравилась Никите Михалкову, что он показал её своему другу сценаристу Эдуарду Володарскому, с которым они вместе написали сценарий с рабочим названием «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком».

Кадр из фильма "Свой среди чужих..."
Кадр из фильма "Свой среди чужих..."

Сценарную заявку подали в Госкино. Тема Гражданской войны и вообще патриотические фильмы в Госкино одобряли, и съёмкам дали зелёный свет. Но Никита Михалков хотел снимать историю не о Гражданской войне, о героях, о политической борьбе красных и белых. Он захотел снять настоящий приключенческий фильм со скачками и погонями, историю о мужской дружбе, верности, предательстве, романтике и поиске сокровищ. И всё это в жанре истерна.

Кадр из фильма "Свой среди чужих..."
Кадр из фильма "Свой среди чужих..."

Для фильма молодой режиссёр запросил цветную плёнку. В Советском Союзе цветную плёнку «Kodak” закупали за границей, и она была на вес золота. Но плёнку Никите Михалкову дали, правда определённое количество. Поэтому плёнку берегли, а почти все сцены снимали с одного дубля. Но всё равно плёнки не хватило, к тому же часть оказалась бракованной, поэтому часть фильма получилась чёрно-белой. В частности, сцена ограбления поезда, которую пришлось переснимать, именно из-за брака. Но это не только не испортило фильм, но и придало ему определённый стиль. А зрителям казалось, что так всё и задумано.

Александр Пороховщиков в роли председателя ЧК Кунгурова в фильме "Свой среди чужих..."
Александр Пороховщиков в роли председателя ЧК Кунгурова в фильме "Свой среди чужих..."

В разгар подготовки к съёмкам, Никита Михалков получил повестку из военкомата и ушёл служить в армию. А вернее в дальневосточный подводный флот на Камчатке. А съёмки пришлось отложить на два года.

Летом 1973 года на киностудии «Мосфильм» выстроили декорации и начали съёмки павильонных сцен. Затем отправились в Подмосковье, чтобы снять сцену проводов красноармейцев, чтобы добивать остатки "контры".

Выбрать натуру для основных съёмок Никиту уговорил друг семьи Михалковых, известный танцовщик Махмуд Эсамбаев. Он сказал, что таких красивых мест, как у него на родине, найти трудно. И группа отправились в Чечено-Ингушетию. Натуру снимали в окрестностях Грозного. Когда весь материал был отснят, выяснилось, что сцена ограбления поезда снята на бракованную плёнку. В горах Ингушетии уже выпал снег, и пришлось переснимать ограбление на чёрно-белую плёнку уже в окрестностях Баку.

Никита Михалков основную ставку сделал на молодых актёров, которые мало тогда снимались. Все они стали очень известными после фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Самым именитым среди них был только Анатолий Солоницын.

Анатолий Солоницын в роли секретаря губкома Сарычева в фильме "Свой среди чужих..."
Анатолий Солоницын в роли секретаря губкома Сарычева в фильме "Свой среди чужих..."

Юрий Богатырёв стал одним из любимых актёров Михалкова, это была вторая работа в кино для актёра. Впоследствии Никита Михалков будет снимать его почти во всех своих картинах. Он называл его своим талисманом. Почему выбор на роль чекиста Шилова, дерзкого и отчаянного, пал на Юрия Богатырёва, многие не понимали. И утверждать в Госкино сначала его кандидатуру не хотели.

Юрий Богатырёв в роли чекиста Егора Шилова в фильме "Свой среди чужих..."
Юрий Богатырёв в роли чекиста Егора Шилова в фильме "Свой среди чужих..."

Юрий Богатырёв был мягким, интеллигентным, очень добрым и спокойным человеком. Он был достаточно крупным и совсем неспортивным. Но Михалков верил, что Богатырёв, потому и Богатырёв, что может сыграть кого угодно. Для роли актёру пришлось стремительно сбрасывать вес, ходит в спортивный зал, учиться сидеть в седле, и даже драться. И сделал-таки роль. В седле он сидел великолепно, скакал, как профессиональный наездник.

Кадр из фильма "Свой среди чужих..."
Кадр из фильма "Свой среди чужих..."

Самой сложной было для него сцена с Александром Кайдановским. Он никак не мог ударить его. Сцена не получалась, бить по лицу по-настоящему другого актёра он не мог. «Я просто не могу ударить Сашу!» — говорил он Михалкову, и на очередном дубле тот не выдержал и взорвался: «При чем тут ты?! При чем тут Саша?! Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!»…

А роль атамана Брылова Никита Михалков хотел играть сам. Он и писал роль под себя. Пижонские жесты, походку и нахальные манеры Михалков заимствовал у Юла Бриннера из известного американского вестерна «Великолепная семёрка». Завершала образ мягкая широкополая шляпа — высший шик героев итальянских вестернов. Он знал, что к его роли может придраться цензура, и поэтому сразу придумал оправдание: он же отрицательный персонаж, и поэтому похож на буржуя. Но и цензорам, и особенно зрителям обаятельный негодяй и авантюрист атаман Брылов в исполнении Михалкова очень понравился.

Никита Михалков в роли атамана Брылова в фильме "Свой среди чужих..."
Никита Михалков в роли атамана Брылова в фильме "Свой среди чужих..."

Труднее всего пришлось Константину Райкину. В эпизоде, где его герой татарин Каюм (в сценарии он был казах) пытается столкнуть Шилова с обрыва в реку, ему пришлось прыгнуть с 12-метровой высоты, где он сразу попадал в сильное течение. Вода в реке Аргун в Чечне даже летом очень холодная, её температура не поднимается выше 3-4 градусов. К тому же течение в ней очень сильное (до 40 км. в час), и изобилует она порогами и водоворотами. Константин Райкин и Юрий Богатырёв работали в этой сцене без дублёров, и чуть не утонули. Только благодаря физической силе Богатырёва им удалось выбраться на берег. Райкина Богатырёв фактически тащил на себе. По воспоминаниям Константина Райкина, такое купание вышло ему боком, и потом он лечился от фурункулёза.

Константин Райкин в роли татарина Каюма в фильме "Свой среди чужих..."
Константин Райкин в роли татарина Каюма в фильме "Свой среди чужих..."

Поэтому в сцене погони на плоту работали уже дублёры. С Аму-Дарьи специально пригласили специалиста по экстремальным спускам по горным рекам на плотах.

Кадр из фильма "Свой среди чужих..."
Кадр из фильма "Свой среди чужих..."

Местное население очень настороженно поначалу отнеслось к заезжим кинематографистам, и даже случались стычки и драки. Зато потом, желающих сниматься было хоть отбавляй. Вся банда атамана Брылова состояла из чеченцев. Рассказывает Никита Михалков: «У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят, спрашивают: «Оружие вы будете давать, или нам своё принести?» ...Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно....»

Кадр из фильма "Свой среди чужих..."
Кадр из фильма "Свой среди чужих..."

В дебютной картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков собрал отличную команду: художник-постановщик Александр Адабашьян, главный оператор Павел Лебешев, композитор Эдуард Артемьев. В этом составе он впоследствии снимет не один фильм.

Александр Кайдановский в роли ротмистра Лемке в фильме "Свой среди чужих..."
Александр Кайдановский в роли ротмистра Лемке в фильме "Свой среди чужих..."

В период съёмок Никита женился на манекенщице Татьяне Шигаевой. Он даже снял её в эпизоде «девушка мечты атамана Брылова». Друг Никиты Александр Адабашьян по окончании съёмок женился на молодой талантливой художнице Екатерине Шадриной. В фильме она тоже сыграла эпизодическую роль девушки, которая вместе с героями фильма радовалась окончанию Гражданской войны под «Балладу о корабле» в исполнении Александра Градского.

Татьяна Шигаева (Михалкова) в роли девушки из мечты атамана Брылова в фильме "Свой среди чужих..."
Татьяна Шигаева (Михалкова) в роли девушки из мечты атамана Брылова в фильме "Свой среди чужих..."
Екатерина Шадрина в фильме "Свой среди чужих..."
Екатерина Шадрина в фильме "Свой среди чужих..."

Фильм не был бы таким ярким, если бы не прекрасная музыка Эдуарда Артемьева. Михалков и Артемьев встретились в Доме кино еще до съёмок, и режиссёр-дебютант во всех красках описывал свой «красный истерн». Эдуард Артемьев сходу написал мелодию, придя домой. Она получилась настолько удачной, что понравилась всем создателям фильма. А после аранжировки, получился настоящий шедевр. Тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» настолько полюбилась зрителям, что стала узнаваема. И даже стала символом закрытия Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. На церемонии закрытия игр под эту тему Эдуарда Артемьева был погашен олимпийский огонь.

Кадр из фильма "Свой среди чужих..."
Кадр из фильма "Свой среди чужих..."

Премьера фильма состоялась в Одессе 11 января 1974 году. И уже в ноябре 1974 картина вышла в широкий прокат. И хотя лидером проката он не стал, но до сих пор остаётся классикой отечественного кино. Фильм дал дорогу в большое кино Юрию Богатырёву, Александру Калягину, Сергею Шакурову и Александру Пороховщикову. По новому раскрылся талант Александра Кайдановского.

Александр Калягин в роли начальника ЖД-станции Ванюкина в фильме "Свой среди чужих..."
Александр Калягин в роли начальника ЖД-станции Ванюкина в фильме "Свой среди чужих..."

Появился режиссёр со своей индивидуальностью. Один из критиков очень точно заметил, что перед нами не приключенческий фильм в чистом виде, а скорее интеллектуальная игра в приключенческое кино. Не случайно Алексей Герман позже назовёт фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» новаторским.

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!