Для православного начальства это «неудобное» понятие. Поэтому зачастую нам пытаются внушить не добиваться, не искать справедливости. Даже стараются представить таким образом, что и мысли об этом – грех. Например, игуменья одного из монастырей так прямо и кричала на своих сестер: «Нет справедливости на этой земле! Нет! Какая вам справедливость?! Справедливость – на небе! А здесь не ищите!» Как потом рассудила монахиня, бывшая свидетельницей этого инцидента, «они боятся, что мы о справедливости задумываться начнем, поэтому всеми силами стараются даже мысли об этом придушить…».
Но что именно считать грехом? Если ты полна сил, а другая сестра почти инвалид, то пытаться добиться во что бы то ни стало, чтобы она работала наравне с другими – это, я считаю, грех. Если у кого-то нездоровый желудок и она ест не такую пищу, как прочие, то отнимать и запихивать ее на общую трапезную (болит там у нее, не болит – пусть как все, наравне, по-справедливости!) – вот это грех. А если всех на огород, а любимчиков и начальство (при полном здоровье) освободить; если всем кашу и кашу, а игуменье и приближенным рыбу и молоко – это ли не грех?..
Но справедливость на этом свете все-таки существует. Вне зависимости от желания или нежелания тех или других лиц. Правда, проявляется она иногда ох как не скоро. Но бывает по-разному…
Примеры. Давным-давно у нас в монастыре была регент «детского» хора (почему пишу в кавычках? т.к. хор так только назывался, а в реальности был скорее подростковым; детей пытались совать туда, но они «не прижились», было больше мороки, чем реального пения). Гнобила она нас там всех по очереди: то одного «назначала» врагом народа, то другого… Причем с тем человеком, который на данный момент был ей «врагом», хорошо обходиться и «водиться» запрещалось и остальным хористам. Все должны были «ненавидеть и презирать» недостойного члена общества. Ну, и «отцу» она с изрядным постоянством на нас жаловалась, что тоже было чревато неприятностями и попаданием в список «неугодных»… Мы, выбрав время, когда «отец» был в хорошем расположении духа и настроен выслушать, тоже – то один, то другой – в долгу не оставались: жаловались на ее промашки и «неблагословленные» действия. Доставалось от «отца» и ей… (Всё это мне напоминало жизнь при дворе с ее заговорами и закулисьем, даром, что до монастыря я перечитала в библиотеке всего Дюма). …Так вот в один «прекрасный» момент ее выгнали из монастыря. Как мы ни хотели, ни желали, чтоб нам дали другого – нормального! – регента; как ни мечтали, что мать Надежды (имя изменено) когда-нибудь в нашей жизни не будет, но этого не происходило. И вот вдруг! Когда меньше всего ожидали! Закончились наши мучения. Мы тогда даже пожалели ее и всей компанией пошли просить за нее к «отцу», но тщетно.
Другой пример. Первые годы в монастыре я жила с сокелейницей, с которой были просто невыносимые отношения. И дело-то выеденного яйца не стоило: для улаживания конфликта ей нужно было всего-навсего открыть форточку, а мне ее упорство давалось порчей здоровья. И проблема была не в том, что она могла простудиться, – наоборот, ей было жарко. Но мама ее воспитала так, что нельзя форточки открывать: «отапливать улицу». Не положено вот, и всё! Как они жили дома, никогда хату не проветривая, даже не представляю… Конфликты у нас длились годами. Терпеть друг друга не могли. Тоже, честно говоря, мечтала, что когда-нибудь… когда-нибудь… Но вдруг однажды, когда эта дама уехала и вроде бы должна была вернуться, «отец» благословил мне собрать и упаковать ее вещи. Что именно произошло и почему вдруг относительно нее было принято такое решение? Ведь жила в обители годы…
А вот относительно свежее. Весной некоторых сестер выгнали из монастыря. По большому счету, вся их вина состояла в том, что были слишком слабы, чтобы пахать на послушании (именно «пахать», т.к. работать они работали, даже лучше и ответственнее некоторых других…). Послушание их было на торговле. Т.е. в угоду золотому тельцу перечеркнули судьбы людей, которые не одно десятилетие посвятили монастырской жизни. (Кто сталкивался с этим сам или сможет включить логику, тот поймет, что в миру обустроиться таким людям очень сложно, почти невозможно. Т.е. людей фактически выгнали «вникуда».) И тут вдруг пошла вся эта петрушка с коронавирусом. И торговля в обители была сведена к нулю! Т.е. нет, монастырское начальство обитель не закрыло, – наоборот, «отец» поощрял тех, кто желал нас посетить: «Вас в ворота к нам не пускают, а вы лезьте в окно!» Но светские власти установили в области пропускной режим. Плюс конкретно возле входа в монастырь днем выставлялся кордон – мало кому удавалось пробиться. Прихожан и паломников почти не было. Остановилась и купля-продажа монастырских товаров. Конечно, можете назвать это совпадением, но для меня это было показательно. Желающий увидеть да увидит. Ради торговли судьбы сестер пустили под откос – и вся торговля тоже пошла тогда под откос. Справедливо? А то!
Ну, и последний случай — со мной. Когда меня поставили в такие условия, что невозможно оказалось дальше проживать в обители, я не сразу уехала. Просила, молила, упрашивала. Но начальство наше на уступки не пошло. А «отец» еще как будто посмеялся тогда над моей бедой: «Ну, готовь себе гроб! Можешь готовить себе гроб», – сказал он равнодушно тогда. Ни тени сочувствия, ни желания войти в положение, разрулить ситуацию. (Хотя варианты были, и не один. Ему стоило только слово сказать…) Только безграничное равнодушие и наплевательство. И вот через пару-тройку месяцев после моего отъезда он так заболел, что сам чуть не сошел в гроб! Совпадение? А для меня – справедливость, наглядно показано было, что с людьми так обращаться нельзя.
Живя в монастыре, я поняла: зло не бывает безнаказанным, надо только подождать. Господь заступится. Правда, иногда время ожидания нам кажется слишком уж долгим, а хочется здесь и сейчас.
А вам встречались примеры справедливости в жизни?