Че, убитый 9 октября 1967 года, не был святым. Святые революций не делают и на войнах не сражаются. Про команданте рассказывали, что он лично участвовал в расстрелах. Вроде как высшее проявление его изуверства и человеконенавистничества. Но это, скорее, придаёт ему большую правдивость, нежели то, если бы он поручал другим расстреливать от своего имени. Он кровно верил в идею и не мог, подобно нацистским преступникам сказать, что он ничего не знал о холокосте и лагерях и просто выполнял свои обязанности.
И вместе с расстрелами убеждение в том, что истинным революционером движет великая любовь к человеку. Расстрелы - это и есть проявления великой любви, как бы парадоксально не звучало. Как французская революция вынесла за строки общественного договора короля, так и революционеры ХХ века считали, что полюбить нельзя не возненавидев.
Изуверство современного человека, наоборот, заключается в мании постоянного делегирования и снятия с себя ответственности. Современный человек наслаждается сочным стейком, но скотину заколоть он не в состоянии. Он умывает руки. Современный человек может спрятаться дома от страшной пандемии - ведь ему даже еду принесут те, чьи жизни не жалко. Зачем рисковать собой, когда на всё есть специалисты. А если их вдруг станет жалко, то можно пожертвовать 50 копеек с каждой покупки кофе, идущих на помощь голодающим или жертвам военных конфликтов.
Поэтому так пугает пандемия и поэтому до неё так пугали теракты. Это вторжение реального, защиту от которого не делегируешь специалистам и обученным людям.
Че Гевара и современная мораль
1 минута
2 прочтения
9 октября 2020