Вашингтон объективно оценивает ситуацию в Европе и видит растущее желание своих заокеанских союзников стать более независимыми. Чтобы предотвратить это, США заключают двусторонние соглашения с каждым из них (но не все на это готовы пойти).
Министры обороны Болгарии и США Красимир Каракачанов и Марк Эспер подписали соглашение о военном сотрудничестве на ближайшие десять лет. Оно представляет из себя так называемую дорожную карту – график планируемых мероприятий.
В положениях документа стороны закрепили свое намерение «обеспечить более четкую и прозрачную работу оборонных институтов, что будет способствовать более эффективному приобретению военного потенциала следующего поколения», «углубить сотрудничество в Черноморском регионе для сдерживания и противодействия внешним угрозам на море и в воздушном пространстве», расширить «сотрудничество в области кибербезопасности для совершенствования защитных мер».
Все эти меры играют на руку Вашингтону. Во-первых, очевидно, что под «военным потенциалом следующего поколения» подразумеваются американские системы вооружения. Во-вторых, дорожная карта открывает для США новые возможности для размещения собственного контингента на территории Болгарии – это именно там мера, которая бы вряд ли получила одобрение Североатлантического альянса.
Подобный сценарий уже был ранее отработан в Польше. Несколько лет назад американское руководство вынесло на обсуждение в НАТО идею создания базы США на польской земле, которая была ожидаемо отвергнута союзниками: никто не захотел обострять обстановку в Восточной Европе и провоцировать Россию. После этого Штаты, поправ принцип «трансатлантического единства», заключили с Варшавой двустороннее соглашение о военном сотрудничестве и теперь безнаказанно увеличивают американский контингент в стране без оглядки на мнение альянса.
Почему так происходит? Белый дом чувствует, что в Европе растет недовольство авторитарным поведением Дональда Трампа, который требует от своих партнеров все больше и больше. Не ровен час, и вся европейская часть НАТО заявит о создании некой новой организации, в которую Америку не позовут. Чтобы не потерять инструмент влияния на европейские правительства, Вашингтон планомерно заключает с каждой из стран в отдельности соглашения, которые не подпадают под юрисдикцию Североатлантического альянса. Немало европейских лидеров готовы на это пойти, если найти к ним подход и пообещать то, что им нужно: кому-то – деньги, кому-то – политическую поддержку. Десять лет – срок немалый. Правительства сменятся, а сотрудничество останется.