Найти в Дзене

Самодостаточность как внутренняя опора

Саморазвитие моё началось за восемь лет до произошедшего со мной кризиса, который ударил, когда я, пребывая в чувстве великой гордыни за успешную перестройку своего тела, вкушал посыпавшиеся, подобно небесной манне, дивиденды, в виде страшной самоуверенности вкупе с повышенным вниманием женского пола, о котором ранее даже не мечтал. И вполне серьёзно считал себя неимоверно везучим человеком,

Саморазвитие моё началось за восемь лет до произошедшего со мной кризиса, который ударил, когда я, пребывая в чувстве великой гордыни за успешную перестройку своего тела, вкушал посыпавшиеся, подобно небесной манне, дивиденды, в виде страшной самоуверенности вкупе с повышенным вниманием женского пола, о котором ранее даже не мечтал. И вполне серьёзно считал себя неимоверно везучим человеком, будучи уверенным, что удача никогда не покинет меня, бравируя своей успешностью. Но однажды осенью, на двадцать третьем году жизни, собирал в лесу грибы, и нарезал уже неплохой урожай, однако этого казалось мало. Тогда я потребовал у судьбы дополнительного подтверждения своей удачливости, после чего через несколько минут набрёл на огромную поляну, сплошь заросшую волнушками, наклонившись к которым, внезапно обнаружил лежащий на земле складной нож для их срезания. Нужно ли говорить, что гордыня моя зашкалила все возможные пределы, и я окончательно поверил в «раз и навсегда подаренное мне везение»! Как же я обманывался тогда! Вот тут-то и ударил кризис, нокаутировавший моё самосознание на долгие-долгие годы… Кризис, поставивший меня на Путь ищущего. Да, он был закономерной необходимостью, направленной как на сбивание спеси, так и вынуждающей мою деятельную натуру искать выход из патовой ситуации, выход, выводящий на новый виток личностной эволюции, на новом её уровне. И возможно, предстоит ещё не одна аналогичная кризисная ситуация, необходимая для дальнейшего духовного роста.

Но в то время, абсолютно разочаровавшись в себе, я был близок к самоубийству. Неуверенность же переросла в СТРАХ большими буквами, что было преддверием психического расстройства. Страх выражался буквально во всём: я боялся жить, общаться, выходить из дому. Казалось, что все окружающие люди желают мне зла, что все они смеются надо мной, над каждым словом и жестом. Боясь переживания собственного страха, пытался поначалу избегать любых ситуаций, способных вызвать его. Сознание же моё предприняло почти удавшуюся попытку монополизировать сферу бессознательных действий, таких как дыхание, координация движений…, а также повело сверхдетальный анализ всех побуждений и действий, составление нерадостных прогнозов на будущее. В голове постоянно прокручивались предполагаемые и выдуманные ситуации, связанные с попытками окружающих унизить, обидеть, вызывающие страх и отчаяние, и заканчивающиеся безусловным поражением. Но, несмотря на всё, я продолжал тренироваться, замечая, что испытываю во время тренировок, и какое-то время после них, некоторое облегчение. Так тренинг превратился в образ жизни, заняв всё свободное ото сна время. Физическая нагрузка хорошо разгружала психику, но только на время тренировки. Спарринговал, испытывая после боёв психологический подъём. Вскоре почувствовал, что одной только физкультурой полностью исцелить сознание невозможно, и начал искать иные способы лечения его исцеления, изучая литературу по теме, применяя к себе все перспективные методики. Медитировал, аутогенно корректировал черты характера, перепрограммируя его по своему желанию, и кардинально изменяя, взращивая в себе первый принцип самодостаточности, выражающийся – в культивировании и развитии в себе качеств, стоящих самоуважения, когда точно знаешь, за что уважать себя, и эмоционально не зависишь от внешнего отношения к себе всех без исключения окружающих. Научился мобилизоваться на необходимые действия, выполняя их без внутреннего трепета, позитивизировал своё сознание, проведя в нём необходимые изменения на подсознательном уровне убеждений и верований, комплексов и страха, который изжил в себе, осознав его воздействие, как деструктивной эмоции. И однажды заметил, оглянувшись назад, что изменился в корне, обретя заслуженное счастье. С тех пор ничто не способно вывести меня из равновесия, я стал внутренне неваляшкой, «ванькой-встанькой», как это называю, сформулировав для себя второй принцип самодостаточности: не порождать зла внутри себя, – выражающий, собственно, внутреннюю безупречность человека. Поначалу, формулировка имела продолжение – и не принимать извне. Вскоре, вникнув в суть проблемы, понял, что человек, не имеющий качеств внутренней зависимости, сам по себе перестаёт зависеть от внешнего негатива, потому и невозможно обидеть абсолютно необидчивого человека! Дело в том, что все негативное воздействие, проецируемое извне, оказывает на нас влияние, поскольку в нашей душе имеются струны, на которых оно играет, представляющие собой наши слабости, страхи, комплексы, меркантильные и тщеславные устремления, ошибочные убеждения и верования. И душевное саморазвитие наше заключается в коррекции собственной психики, путём устранения предпосылок для негативной зависимости внутри себя. Собственно, это душевное развитие является частью духовного развития, но об этом позже. Осознав это, отринул вторую часть формулировки, отчего содержание не изменилась, а форма упростилась, став вдвое лаконичней, а также, соответствующей по сути, десяти известным заповедям, о которых также поговорим ниже. Самодостаточность это непоколебимое самоуважение внутренне безупречного человека, эмоционально независимого от внешней среды, основанное на достоинствах, развитых им самостоятельно в процессе личностной эволюции. Принципы самодостаточности: заслуженное самоуважение плюс внутренняя безупречность. Качества, стоящие самоуважения, взращенные в себе человеком в процессе саморазвития, дают ему надёжную внутреннюю опору, делая, тем самым «неваляшкой», полностью теряющим зависимость от внешних обстоятельств, и теперь ничто не может не только уронить его, но и надолго вывести из равновесия. Внутренняя безупречность сводит на нет воздействие на душу человека внешних негативных раздражителей, им просто не за что зацепиться там. Что бы ни происходило вокруг, самодостаточные люди сами выбирают себе способы поведения, перехватывая, таким образом, инициативу в свои руки, и несут при этом ответственность за собственные действия исключительно перед собой. Но ответственность эта глубоко осознана, взвешена на весах совести и целесообразности, последствия каждого действия в зоне этой ответственности просчитаны, само же действие всецело контролируется.

Самодостаточность даёт человеку надёжную внутреннюю опору, самоуважение, базирующееся на сумме качеств, сформированных личностью в процессе самопознания и саморазвития. Проще говоря, человек твёрдо знает, за что себя уважает, и к чему стремится. Волевые инициативные люди способны не только формировать собственные черты характера и контролировать своё поведение, подобное влияние осуществляется ими также на обстоятельства внешней жизни. Именно поэтому самодостаточный человек в прямом смысле является неваляшкой.

Людям же, неспособным жить без поддержки извне, требуются точки опоры снаружи, к которым можно было бы прислониться, причём, не одна, а целое «многоточие». В процессе жизни у людей неустойчивого типа усиливается потребность в поддержке, получить которую непросто, хотя бы потому, что она, как правило, обеспечивается людям сильного первого типа, без особой, впрочем, для тех, необходимости. Внешне зависимые люди ищут свои камушки преткновения среди окружающих эгрегоров, стремясь присоединиться к ним. Это могут быть профессиональные объединения и коллективы, политические партии, религиозные конфессии и секты, круг друзей и близких, клубы по интересам, собутыльники, наконец… Последний случай является крайним, потому что на нём заканчивается поиск человеческой поддержки, и начинается химический допинг – алкогольная и наркотическая зависимости, в результате которых человек теряет своё лицо.

Подведём итог. Внутренняя опора фундаментальна, она независима от внешних обстоятельств, потому что представляет собой устойчивую совокупность личностных качеств человека, сформированных им самим в процессе самосовершенствования. Внешние же точки опоры, представляющие собой, благоприятствующие обстоятельства (любовь, богатство, уважение окружающих…), шатки и временны, они неспособны, подобно внутренней опоре, устойчиво нести человека по волнам жизни.

Евгений Евтушевский "Саморазвитие - личностная эволюция", ООО Акция-Информ-Плюс", Барнаул 2014 (с)

#внутренняя_опора #медитация #принцип_самодостаточности