Не один раз слышал и читал мнение, в том числе и в комментариях под своими заметками, что родившийся в середине 1950-х в Штатах рок-н-ролл закончился как музыкальный стиль то ли в конце 50-х, то ли в начале 60-х, а после этого начался собственно рок, который ни в коем случае не является развитием идей, заложенных в рок-н-ролле. А появился сам по себе, видимо по взмаху волшебной палочки или по "щучьему велению", в Англии, которая и является "родиной слонов", простите, колыбелью рок-музыки. В цикле статей по истории рока на нашем канале я пытаюсь данное заблуждение развеивать в меру своих скромных сил и познаний.
В бурные 60-е годы прошлого века наряду с появившимися фолк-роком,"британским вторжением", психоделией и гаражным роком, блюз-роком и зарождавшимся хардом продолжал развиваться, впитывать свежие идеи и обретать новое звучание и рок-н-ролл. А как это происходило, лучше всего можно увидеть на примере одной из величайших групп за всю историю популярной музыки. Речь идет о "ливерпульской четверке", о The Beatles.
The Beatles "Please Please Me" 1962. Рейтинг на PMA - 3.05. На Allmusic - 4.75.
Уже первый альбом легендарного квартета продемонстрировал проблески гениальности, которые позже превратились в фейерверк музыкальных находок, принесших Битлз мировую известность. "Please Please Me" можно отнести и к раннему британскому поп-року (early british pop/rock), и к мерсибиту (merseybeat), и, разумеется, к рок-н-роллу. Кроме того, из 14 треков альбома 6 были кавер-версиями американских оригиналов. Среди которых наиболее известным является ритм-энд-блюзовый номер "Twist and Shout" (история этой песни в заметке "Любимые каверы. Часть 4. История одной песни."). Другими стали вещь, написанная американскими авторами для бродвейской постановки, ("A Taste of Honey"), три песни из репертуара американских же девичьих поп-рок/ритм-энд-блюзовых групп The Cookies ("Chains") и The Shirelles ("Boys" и "Baby It's You"), а также композиция "Anna" соул-певца Артура Александера, родом... не за что не догадаетесь, из Штатов. То есть американские влияния весьма изрядны и ощутимы. И это при том, что первый альбом Битлз считают чуть ли не первым образцом самодостаточного альбома, на котором рок-группа исполняет хиты собственного сочинения.
Про собственные песни авторства Lennon–McCartney написано и без меня, мягко говоря, немало. Поэтому повторяться не буду. Отмечу только, что вышеперечисленные эклектичные влияния, любовь к вокальным гармониям и красивые аккордовые последовательности сплавлены в них в единое целое эффектно и эффективно.
The Beatles "Beatles For Sale" 1964. Рейтинг на PMA - 2.77. На Allmusic - 4.75.
Четвертый альбом The Beatles вновь содержал шестерку каверов, и помимо откровенно рок-н-рольных номеров, среди авторов которых Чак Берри, Карл Перкинс, Бадди Холли, Литтл Ричард, то есть цвет американского рок-н-ролла, на нем были отмечены фолк-рок (в песне "I'm a Loser") и кантри-рок (в "I Don't Want to Spoil the Party") влияния. Эти рок-стили набирали силу и популярность в Америке и получили отражение в собственном творчестве Битлов. Справедливости ради стоит сказать, что влияние было взаимным. И если Джон Леннон и остальные открыли для себя фолк-рок и песни The Byrds и Боба Дилана, то и Дилан, с которым Битлз познакомились в 1964 году в Нью-Йорке во время американских гастролей, признал, что последние "указали направление, в котором должна была идти музыка", и начал писать песни с рок-звучанием, рассчитанные на молодежную аудиторию.
Прогресс ансамбля по сравнению с вышерассмотренной ранней талантливой, но немного наивной работой очевиден. The Beatles входят в пору творческой зрелости, собирают всё лучшее, что создано американской, прежде всего фолк/кантри-рок-сценой, и сами становятся лидерами, задающими новые усложненные стандарты поп/рок-музыки и открывающими для неё новые территории.
The Beatles "Help!" 1965. Рейтинг на PMA - 3.44. На Allmusic - 4.75.
Пятый битловский студийный альбом "Help!" ещё более укрепил позиции Beatles как группы-лидера в роке и популярной музыке в целом не только в Великобритании и Европе, но и за океаном. Он получил признание музыкальных критиков в США, и был номинирован в категории "Альбом года" на премию Грэмми в 1966-ом.
Первая сторона диска, включая синглы "Help!" и "Ticket to Ride", представляла собой саундтрек к одноименному фильму. На второй английская версия представляла ещё семь вещей, среди которых была знаменитая "Yesterday" и пара каверов. Кантри-роковая вещь "Act Naturally" и рок-н-рольная классика "Dizzy, Miss Lizzy" стали последними каверами на пластинках группы вплоть до заключительного студийника "Let It Be". Фолковые и кантри-влияния рецензенты находили и в собственных песнях группы, например в "You 've Got to Hide Your Love Away" Джона Леннона и в "I've Just Seen a Face" Пола Маккартни. В целом они сходились во мнении, что альбом удачно сочетает европейскую художественную музыкальную традицию и актуальные тенденции в рок-музыке.
The Beatles "Rubber Soul" 1965. Рейтинг на PMA - 3.95. На Allmusic - 5.00.
Зрелая мастерская работа коллектива находящегося на пике творческой формы. На "Rubber Soul" можно найти всё лучшее, что успели наработать не только европейские, но и американские рок-музыканты к концу 1965 года. Он звучит как синтез фолка, рок-н-ролла, соула, барокко-попа и прото-психоделии. Палитра используемых инструментов начала расширяться ещё на "Help!". Чаще и интенсивней зазвучали клавишные, в песнях зазвучали флейты ("You've Got to Hide Your Love Away") и струнный квартет ("Yesterday"). На "Rubber Soul" к ним добавились многочисленная перкуссия, прифуззованная бас-гитара в "Think for Yourself" и такой экзотический инструмент как индийский ситар в "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)". Кстати, внимание Джорджа Харрисона на звук ситара обратил Роджер Макгуинн из The Byrds. Он же направил Джорджа учиться у Рави Шанкара.
Аранжировки песен от альбома к альбому становились всё богаче, а мелодические находки всё интереснее и смелее, позволяя Битлз стать самой разнообразной группой своего времени и самой известной за всю историю рока. В одной из заметок на нашем канале разбирался вопрос о том, ведет ли музыкальная эклектика к успеху. В случае Битлз ответ несомненно положительный.
The Beatles "Abbey Road" 1969. Рейтинг на PMA - 4.49. На Allmusic - 5.00.
Оставлю в стороне несколько блестящих альбомов группы, каждый из которых можно назвать и эпохальным, и экспериментальным, и переломным. Перейду к записи, которая многими слушателями считается лучшей во всей дискографии великих англичан. Пройдя гигантский путь от кавер-группы американского рок-н-рольщика Бадди Холли под названием "The Silver Beetles" через простые, но чрезвычайно свежие, яркие и цепляющие песенки, впитав по дороге всё лучшее, что создавала рок-музыка, The Beatles сами стали и образцом, и источником вдохновения. Абсолютно всех своих выдающихся достижений Битлз добились не путем создания на пустом месте "сферического коня в вакууме" или "идеального английского рока". А шаг за шагом развивая идеи раннего рок-н-ролла и соединяя их как с собственными находками, так и достижениями других музыкантов, в том числе и американских.
Используя не самые совершенные технологии 60-х им удалось создать диск, превосходящий многие прогрессивные рок-альбомы следующего десятилетия, затронуть тему хард-рока, сохранить дух рок-н-ролла, его энергетику, простоту и доходчивость, попутно создав ещё несколько вневременных хитов. И не будучи выдающимися виртуозами переиграть последних в умении создать многослойные и глубокие звуковые полотна.
P.S. Предвосхищая возмущенные комментарии с вопросом "а где", скажу что будет ещё одна часть "Лучших альбомов рок-н-ролла". А потом двинемся дальше...
#the beatles #рок-н-ролл
Предыдущие заметки по теме:
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 2. История рока - Рок-н-ролл.
Лучшие альбомы рок-н-ролла. Исполнители 1950-х. Первая пятерка.
Лучшие альбомы рок-н-ролла. Исполнители 1950-х. Вторая пятерка.