Второй в истории визит премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в Москву состоялся в рамках проведения Московской конференции, в которой приняли участие основные союзники Второй мировой войны. В Москве Черчилль хотел решить два вопроса: польский и балканский.
В конце сентября 1944 года Черчилль попросил Иосифа Сталина встретиться в Москве на фоне наступательного движения Красной армии на европейских фронтах, которое могло затронуть интересы Великобритании на Балканах. В связи с этим было принято решение об организации четвертой Московской конференции, которая прошла с 9 по 19 октября в Москве. Это был не первый визит Черчилля в Москву, до этого он приезжал в 1942 году также на фоне необходимости личной встречи Сталина с премьер-министров Великобритании.
Второй визит Черчилля в Москву поначалу был омрачен навигационными неполадками, когда его самолет был вынужден совершить посадку на незнакомом штурману подмосковном аэродроме в Подмосковье, однако по прибытии на Центральный аэродром почетных гостей встречали с размахом. Проживал Черчилль в центре Москвы в особняке Николая Миндовского (ныне - посольство Австрии в России).
Советская сторона обеспечила британскому премьер-министру охрану в 50 человек, патрульных, круглосуточно охраняющих здания, где проходили встречи, а также бомбоубежище на станции метро «Кировская» (ныне - "Чистые пруды"). Сам Черчилль отмечал, что во время того визита у него со Сталиным сложились особенно хорошие отношения. Тогда же Сталин впервые в своей жизни посетил британское посольство в Москве. Сталин и Черчилль вместе ходили на спектакль в Большой театр.
В конференции помимо Черчилля и Сталина приняли участие министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов, министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, спецпредставитель президента США в СССР и Великобритании, глава военной миссии США в Москве, а также делегации от польского правительства в изгнании и от Польского комитета национального освобождения. В ходе встречи участники обсуждали вопрос вступления СССР в войну против Японии, послевоенный раздел Балкан, а также вопросы в отношении Польши, Югославии и Болгарии. Однако по сути вопрос Балкан и влияния в Юго-Восточной и Восточной Европе, Черчилль пытался уладить только лично со Сталиным.
В официальных документах по четвертой Московской конференции нет упоминания о разделе сфер влияния. Однако известно, что на неофициальном уровне договоренности все же были. Предлагалось, что большая часть Румынии и Болгарии попадет в сферу СССР, а Греция, которая играла для Англии ключевую роль в восточном Средиземноморье, - Великобритании, влияние в Венгрии и Югославии поделили между сторонами пополам. Тем не менее после войны все вышло иначе: Венгрия, Болгария и Румыния попали в сферу влияния СССР, а Греция перешла под влияние США.
В то же время в ходе конференции сторонам не удалось договориться по польскому вопросу, в котором Черчилль настаивал на паритетном участия польского лондонского эмигрантского правительства Станислава Миколайчика в польском правительстве созданном в Люблине советскими военными властями. Однако Черчиллю удалось добиться от Сталина обещания, что СССР вступит в войну с Японией после разгрома Германии. В свою очередь, Великобритания согласились вернуть СССР всех бывших советских граждан, которые были освобождены из немецкого плена.