Найти тему

Маска, я вас знаю: как Александр Гликберг стал Сашей Чёрным

ФОТО: www.wikipedia.org
ФОТО: www.wikipedia.org

Самый чёрный день в истории русской поэзии — 13 октября 1880 года. Только чёрный он не потому, что плохой, а потому, что в этот день в Одессе родился Александр Михайлович Гликберг, он же — поэт Саша Чёрный. Откуда и почему он взял себе такой псевдоним?

С «почему» всё в общем-то просто: псевдонимы — самый мейнстримный мейнстрим Серебряного века. Для кого-то это был способ сохранить анонимность, для кого-то игра, а некоторые выбирали псевдонимы «со значением», намекающие на творческий метод. Горький, Бедный, Белый, Чёрный — логичный ряд, правда? Тем более, что Саша Чёрный наиболее известен своими сатирическими, язвительными, наполненными мрачной иронией стихами:

И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в чёрной мгле, —
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.

Но нет, чёрная сущность сатиры тут ни при чём. Саша Чёрный — просто детское прозвище поэта: в семье было два мальчика-тёзки, блондин и брюнет, соответственно Саша Белый и Саша Чёрный. Это самое прозвище, видимо, всплыло в памяти Александра Гликберга перед первой петербургской публикацией в 1905 году, которую он им и подписал. И хорошо, что всплыло: предыдущие его публикации были подписаны «Сам по себе» и «Мечтатель» — для житомирской газеты ещё ничего, а вот рафинированная столичная публика могла и не оценить такой вычурности.

Зато лихое детское имя прижилось и оказалось вполне к лицу поэту, который, судя по воспоминаниям современников, был человеком беспокойным, замкнутым и мрачноватым. Видимо, поэтому он от этого имени со временем изрядно устал: последние публикации подписаны «А. Чёрный», а Корней Чуковский (ещё один псевдоним!) в книге «Современники: портреты и этюды» приводит такой эпизод:

«Даже знаменитое имя своё, которое было в ту пору у всех на устах, сильно раздражало его.

— Здравствуйте, Саша, — приветствовал его на Невском один журналист.

— Чёрт меня дёрнул придумать себе такой псевдоним! — сердито сказал мне поэт. — Теперь всякий олух зовёт меня Сашей»

Такая вот история. Между прочим, хоть Саша Чёрный и не был пионером псевдонимов, один тренд он, похоже, всё-таки задал — тренд на домашние имена в

качестве литературных. Саша Соколов, Эдичка Лимонов, Веничка Ерофеев — чем не продолжатели? В малой прозе последнего есть и привет сегодняшнему имениннику — процитируем его напоследок:

«Все мои любимцы начала века всё-таки серьёзны и амбициозны (не исключая и П. Потёмкина). Когда случается у них у всех, по очереди, бывать в гостях, замечаешь, что у каждого чего-нибудь нельзя. "Ни покурить, ни как следует поддать", ни загнуть не-пур-ля-дамный анекдот, ни поматериться. С башни Вяч. Иванова не высморкаешься, на трюмо Мирры Лохвицкой не поблюёшь. А в компании Саши Черного всё это можно: он несерьёзен, в самом желчном и наилучшем значении этого слова» (Венедикт Ерофеев, «Саша Чёрный и другие»).

#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_поэтыФОТО