Найти тему

Завоевания и вражда кланов Японии

Народ, завоеванный первым императором, назывался айны. Этот народ считался населением Японских и Курильских островов, Сахалина и юга Камчатки. Недавние генетические исследования указали на близость айнов к народам Южного Китая и Юго-Восточной Азии. Долгие века японцы воевали против айнов, безжалостно истребляли их, оттесняя все дальше на север, пока не овладели (в конце XIX – начале XX вв) последними территориями расселения айнов: Хоккайдо, Южным Сахалином и Курилами. Даже остров Хоккайдо получил свое название лишь в XIX в, а до этого японцы называли его Эдзо. Этим словом “варвары” они пренебрежительно называли айнов. Сегодня уцелевшие айны живут только в отдаленных местностях на севере Хоккайдо.

Представитель народности Айну, коренных жителей Японских островов. Источник изображения http://iraniansinjapan.blogspot.com
Представитель народности Айну, коренных жителей Японских островов. Источник изображения http://iraniansinjapan.blogspot.com

Как обычно бывает в период возникновения государства, японцам поначалу нечем было хвастать. Они еще не имели письменности и все были сплошь неграмотны, за исключением горстки переселенцев из Кореи, которые владели китайским иероглифическим письмом. Да и власть императора над серьезными племенными кланами была не абсолютной. А за пределами первоначального Ямато и побережья Внутреннего моря (между островами Кюсю и Хонсю) с ним вообще мало считались: там правили айны, морские разбойники и изгнанники из японских племен. Как бы то ни было, молодое государство крепло, и к 369 году н. э. уже было в силах захватить южный краешек Кореи. Возможно, что усилия японцев были направлены на поиски железных руд, которых в Японии почти не было. Это и послужило причиной многовековых усилий Японии по колонизации Кореи. В Корее японцев ожидали два важных открытия. Первое, они узнали о существовании лошадей. Когда около 400 года захватчики столкнулись с всадниками пришедшими с севера Кореи, то испугались одного их вида и в страхе бежали – совсем как ацтеки при встрече с Кортесом и его конкистадорами. Но через некоторое время японские воины сами научились сидеть и сражаться в седле. Далее 14 столетий они все свои войны вели при самом активном использовании конницы.

Расселение айнов в конце XIX века: остров Хоккайдо к этому времени ещё был полностью заселён представителями этого народа. Источник изображения
Расселение айнов в конце XIX века: остров Хоккайдо к этому времени ещё был полностью заселён представителями этого народа. Источник изображения

Второе важное открытие последовало в 538 году, когда правителю государства Пэкче (юго-запад Кореи) нужна была помощь японцев в борьбе против правителя Силла (юго-восток Кореи). Нужно сказать, что в Корее тогда уверенно распространялся буддизм: тысячи людей читали священные тексты на китайском языке, одновременно стараясь идти в ногу с Китаем в области плотницкого и столярного мастерства, ткачества, металлургии и кузнечного дела. Японцы уступали во всех этих областях корейцам. Стремясь склонить японцев на свою сторону, правитель Пэкче преподнес императору Ямато бронзовую статуэтку Будды и пару свитков священных буддийских текстов. Этим дарам предстояло навеки изменить духовный мир японцев. Поначалу буддизм встретил неприязненное отношение со стороны японской знати. Ведь власть императора основывалась на его происхождении от богини Аматэрасу, а князья – правители отдельных областей, вели свой род от богов сопровождавших Ниниги (бог изобилия рисовых колосьев). Знать рангом ниже возводила свою родословную к местным божествам синто. Однако происхождение происхождением, но в большей мере власть и влияние элиты были основаны на силе и богатстве.

Дзимму - первый император Японии. Источник изображения https://aminoapps.com
Дзимму - первый император Японии. Источник изображения https://aminoapps.com

Один из самых богатых, знатных и мощных японских родов был клан Сога. Они изрядно наживались на умельцах из Кореи, покупая и с большой выгодой перепродавая изготовленные теми отличные ткани и изделия из металлов. Сога и их вассалы богатели и укрепляли свою власть не столько в силу своего “божественного” происхождения, сколько благодаря своей терпимости к буддизму. Начиная с 552 года, японцы принимают буддизм, и религия стала быстро завоевывать сторонников. В 570 году один из высоких постов – о-оми, то есть императорского министра – унаследовал юный Умако (ему было 19 лет), представитель клана Сога (Сога-но Умако). Умако занимал должность при пяти императорах целых 56 лет, до своей смерти летом 626 года. Главной его заботой поначалу была борьба за утверждение на императорском престоле сторонника нового религиозного учения, а отсюда произрастала острая вражда с не менее влиятельными соперниками – упрямыми защитниками синтоизма.

Курган Исибумай — могила Сога-но Умако. Источник изображения wiki-org.ru
Курган Исибумай — могила Сога-но Умако. Источник изображения wiki-org.ru

Этот лагерь возглавляли член императорской фамилии принц Анахобэ и Мононобэ-но Мория, глава мощного клана Мононобэ, мало чем уступавшего клану Сога. Хитросплетение дворцовых интриг, затеянных Умако и его врагами, поистине достойно пера искусного мастера, но у неграмотных в то время японцев не было письменности. Нам остается довольствоваться скупыми сведениями исторических хроник, составленных уже после этих событий, когда победа буддизма привела к распространению письменности. Как бы то ни было, в период царствования императора-синтоиста Бидацу (538-585, правил с 572) Сога-но Умако сумел уравновесить влияние своих оппонентов, а в ряде случаев и добиться над ними преимущества. Однако, когда в 585 году в Японии вспыхнула какая-то эпидемия, император Бидацу (явно не без влияния добрых советников из клана Мононобэ) запретил буддизм и приказал сжечь все буддийские храмы и статуи. Ему самому это, правда, не помогло: он заболел, как и многие другие умер в считанные дни.

Ёмэй, император Японии из клана Сога. Источник изображения mttmp.com
Ёмэй, император Японии из клана Сога. Источник изображения mttmp.com

В упорной борьбе за корону верх одержали Умако и его клан: на имперский престол взошел сводный брат Бидацу принц Ёмэй, мать которого происходила из клана Сога и уже исповедовала буддизм. Едва Ёмэй умер в 587 году, процарствовав всего 2 года, между буддистами и синтоистами вспыхнула давно назревавшая война. Долгое время успех клонился то в одну, то в другую сторону, пока меткий воин из клана Сога не поразил стрелой вождя вражеского клана Мононобэ-но Мория. Принц Анахобэ к тому времени пал жертвой интриг Умако. Теперь верховенство клана Сога стало бесспорным фактом, но Умако, как человек мудрый, и не думал претендовать на имперский трон. Вместо этого он стал править страной из-за кулис, сохраняя на троне номинального монарха – потомка богини Аматэрасу.

Богиня Аматэрасу. Великое божество озаряющее небо, богиня солнца. Источник изображения sakurasenzen.blogspot.com
Богиня Аматэрасу. Великое божество озаряющее небо, богиня солнца. Источник изображения sakurasenzen.blogspot.com

Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )

© Диана Кривцова и Камилов А.Т