В предыдущих постах я не раз писала, какое приятное впечатление произвел на меня город Ногинск. И дома 1920-х там нашла, и следы моря, что плескалось на месте городской площади миллионы лет назад, и заброшенки всякие.
В числе моих находок было и это величественное здание в стиле модерн, на которое набрели, гуляя по центру города.
К сожалению, от этой встречи с замечательной архитектурой у меня осталось не столь благостное впечатление, как в остальных случаях. По той причине, что вылетела я оттуда пулей, с ощущением, будто я нашкодивший котенок, которого тыкнули моськой в следы преступления.
Сейчас объясню, в чем дело, но сначала хочу показать Вам это прекрасное здание.
По масштабам архитектурных объемов сразу стало понятно, что оно казенное. Особенно на это намекала одна из частей здания, которая выглядела не как жилое помещение, а скорее как актовый или спортивный зал.
Оказалось, что здание это – Богородская женская гимназия г. Ногинска.
Построена в 1908 г. на средства Арсения Ивановича Морозова, владельца Богородско-Глуховской текстильной мануфактуры в селе Глухове.
📌 Предприятие Морозова представляло собой целый фабричный город, его даже называли «Подмосковным Манчестером». О нем я писала здесь.
Архитектором стал московский зодчий Александр Васильевич Кузнецов. Наряду с Ильей Евграфовичем Бондаренко, он был одним из «избранных», кому старообрядцы доверяли строительство для них зданий.
А Богородская гимназия вообще признана искусствоведами одним из лучших творений Кузнецова.
Так как здание не переделывалось из другого, а строилось изначально для учебных целей, архитектор учел современные на тот момент санитарно-гигиенические нормы. Ориентировался он на западный опыт, но при этом делал корректировки с учетом российского климата.
Так, окна в классных комнатах Кузнецов ориентировал не на юг, как в зарубежных прототипах, а на юго-восток. В Европе в те времена считали, что яркое утреннее солнце вредно для детских глаз. Ну, может для Италии это справедливо, а у нас, сами знаете…
Что касается актового зала, то Кузнецов приспособил его, помимо репрезентативной функции, для отдыха и игр девочек, что было нетипично для зарубежных учебных заведений. Там актовые залы были торжественными помещениями, а резвились дети в гимнастических залах и на улице.
Но Кузнецов жил в реалиях российской действительности, с ее вечной нехваткой средств и холодным климатом, так что для отдыха решил, фактически, отвести всю школу - в том числе актовый зал и и широкие коридоры.
Как ни странно, издалека, со стороны улицы, здание напомнило мне особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке в Москве, архитектором которого был Федор Шехтель (сейчас там Дом приемов МИД).
Нет, конечно, не в деталях, а именно в общем образе - величественный особняк-корабль свободно и уверенно плывет по улице в лучах осеннего солнца.
Проходя в калитку, обратила внимание, что ограда забора похожа на ограду другого знаменитого творения Шехтеля, там же, на Спиридоновке – дома Степана Рябушинского.
Но ту ограду кто только не копировал, на той же Спиридоновке есть «мини-клон». Видимо, слава Шехтеля добралась и до Подмосковья 😉.
Теперь, думаю, Вы представляете, как я облизывалась и предвкушала встречу с прекрасным, когда двинулась внутрь здания. Сейчас, думаю, рассмотрю все детали планировки, поищу аутентичные детали вековой давности, сделаю фото.
В школу шли одни за другой девчонки-ученицы, так что ничто, так сказать, не предвещало.
Но все мои попытки войти в здание и сделать фото окончились на первом же кадре.
Еще в тамбуре мне преградила дорогу сотрудница школы и сказала, что фотографировать в здании нельзя. Когда я спросила ее, на каком основании, она сначала долго думала, а потом ответила: «На основании приказа директора школы».
Моя жалкая попытка проблеять, что на здании висит табличка «Объект культурного наследия регионального значения» была встречена ледяным молчанием – охранница была непреклонна.
В общем, пришлось мне спешно ретироваться, чтобы не вступать в конфликт с представителями российской системы образования.
Странная история – в Москве не составляет проблемы сделать фото внутри любого учебного учреждения, в том числе школы. Проверяла на личном опыте.
Не пустить могут, но с порога никто не запрещает делать фото, это же не секретный объект. Особенно если ты скажешь, что интересуешься архитектурой.
В Ногинске аналогичная история произошла у меня с еще одной школой, расположенной в историческом здании на соседней улице.
Там все было еще жестче – я фотографировала фасад особняка с улицы, снаружи, даже не пытаясь войти в здание. Но дверей вышла сотрудница и тоже пыталась запретить фото.
Друзья, может кто в курсе, что за новые правила введены в последнее время касательно фотографирования архитектурных объектов, на территории которых расположены учебные заведения?
Если так пойдет, то скоро мы, наверное, даже фасады архитектурных памятников не сможем фотографировать…
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 «Вы — принцесса, превращенная в статую»: любовный треугольник Ахматова-Гумилев-Рейснер
👉 Елохово: «люди-привидения» и дисциплинированные крысы Гавриковой пощади
👉 «Искали клады и тайный ход в сторону Кремля»: Ирина Архипова о сносе Никитского монастыря
#путешествие на авто #золотое кольцо россии #городские прогулки #интересные места #пешком по городу #ногинск #достопримечательности россии #наше подмосковье #пешком по россии #фотопрогулка